Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Ахмед Анзавур лидер черкесской общины в Турции

Ахмед Анзавур лидер черкесской общины в Турции

Ахмед Анзавур лидер черкесской общины в Турции
История
admin
Фото: Адыги.RU
14:52, 03 май 2020
500
0
После поражения Османской империи в Первой мировой войне и краха младотурецкого режима в конце 1918 г. значительная часть территории страны, включая ее столицу, была оккупирована войсками государств Антанты. В дополнение к этому в мае 1919 г. с санкции держав-победительниц в эгейском (измирском) регионе с целью его аннексии высадились греческие подразделения. Для ослабления национально освободительного движения во главе с Мустафой Кемаль-пашой, развернувшегося в ответ на иностранную интервенцию во внутренних областях Анатолии, английским верховным комиссариатом в Стамбуле и подконтрольным ему султанским правительством осенью 1919 г. были инспирированы мятежи в стратегически важных районах Северо-Западной Анатолии, проходившие под монархическими и религиозными лозунгами...
Ахмед Анзавур лидер черкесской общины в Турции

После поражения Османской империи в Первой мировой войне и краха младотурецкого режима в конце 1918 г. значительная часть территории страны, включая ее столицу, была оккупирована войсками государств Антанты. В дополнение к этому в мае 1919 г. с санкции держав-победительниц в эгейском (измирском) регионе с целью его аннексии высадились греческие подразделения. Для ослабления национально освободительного движения во главе с Мустафой Кемаль-пашой, развернувшегося в ответ на иностранную интервенцию во внутренних областях Анатолии, английским верховным комиссариатом в Стамбуле и подконтрольным ему султанским правительством осенью 1919 г. были инспирированы мятежи в стратегически важных районах Северо-Западной Анатолии, проходившие под монархическими и религиозными лозунгами.

Ключевая роль в них была возложена на представителей местной черкесской общины под предводительством крупного коннозаводчика и землевладельца Ахмеда Анзавура, состоявшего в родстве с османской династией. Подавление этих волнений кемалистами было завершено лишь летом 1920 г. и сопровождалось карательными акциями в отношении ряда черкесских сел и традиционных авторитетов. В конце того же года, однако, разразился острый конфликт с черкесской подоплекой уже внутри самого анатолийского движения – между его руководством во главе с Мустафой Кемалем и популярным командиром состоявшего преимущественно из черкесов мобильного ополчения Этхем-беем (Черкесом Этхемом), – вызванный отказом последнего влиться со своими силами в состав регулярной армии и закончившийся его переходом в зону греческой оккупации. Этот инцидент послужил поводом для начала кемалистами открытой эксплуатации темы «предательства черкесов», а также репрессий против представителей черкесского населения, подозреваемых в связях с беглым военачальником. Описанные явления способствовали усилению напряженности в отношениях между этническими турками и черкесами в Западной (особенно Северо-Западной) Анатолии и видимому всплеску антикемалистских и антитурецких настроений среди определенной части черкесского населения региона. Это, в свою очередь, подготовило почву для кристаллизации и организационного оформления ранее не наблюдавшегося в рамках черкесского движения в Османской империи политического течения, основанного на идее прямого противопоставления северокавказцев турецкой государственности. Данное течение, несомненно, аккумулировало немалый потенциал «национальной обеспокоенности», который накапливался в черкесском социуме на протяжении предыдущего десятилетия как реакция на шовинистические проявления в идеологии и практике сперва младотурок, а затем и радикальных туркистов из числа кемалистов. Следует отметить, что период правления младотурок вполне определенно ассоциировался у жителей черкесских анклавов Северо-Западной Анатолии с политикой попустительства силовому давлению на них со стороны местных турок, албанцев и представителей других групп под предлогом борьбы с привилегированным статусом северокавказцев. Что касается кемалистов, то они в силу известной кадровой преемственности зачастую воспринимались в провинциях как политические наследники младотурок . Более того, из уст некоторых чиновников, в прошлом известных своей близостью к младотуркам, но с изменением обстановки заявивших о приверженности анатолийскому движению, нередко звучали угрозы и оскорбления в адрес черкесов. Например, глава администрации округа Дюздже Абидин-бей публично призвал «покончить со всеми черкесами, перебить их мужчин, а жен и дочерей превратить в наложниц» . От этих кругов исходили также требования депортировать из региона северокавказцев «…подобно тому, как младотурки сделали это с армянами». Все это еще в 1919-1920 гг. умело использовалось для возбуждения черкесского населения против кемалистов эмиссарами англичан и султана. После же поражения восстаний Анзавура и ликвидации формирований Этхема проантантовские силы перешли к более активному стимулированию черкесского этнического национализма через посредство греческих оккупационных властей, что и создало условия для реального выхода на политическую арену вышеупомянутого течения. Собственно, отдельные факты коллаборационизма между антикемалистски настроенными группами черкесского населения и греками фиксировались в Северо-Западной Анатолии с конца 1919 г.. Особенно широкое распространение они получили после того, как греческим войскам в ходе наступления лета 1920 г. удалось овладеть существенной частью региона, включая большинство черкесских анклавов, жители которых нередко встречали оккупантов как своих избавителей от притеснений кемалистов. Пользуясь этим обстоятельством, греческое командование прилагало целенаправленные усилия для превращения этнических северокавказцев (наряду с местными христианами – греками и армянами) в свою опору. Так, в июле 1920 г., вскоре после занятия южного побережья Мраморного моря, командующий греческими силами в Анатолии встретился с близкими к Анзавуру представителями черкесской общины и достиг с ними договоренности о сотрудничестве в поддержании порядка и спокойствия. Тогда же началось создание вооруженных отрядов из местных греков и черкесов для оказания помощи оккупационным войскам, причем командование последних обычно закрывало глаза на совершавшиеся этими формированиями репрессии и бесчинства в отношении сторонников кемалистов и турецкого населения в целом. Тогда же греческими властями было санкционировано предоставление политического убежища на занятой ими территории черкесам – противникам кемалистов – из других областей страны. В марте 1921 г. группа этих беженцев даже объявила о создании в Измире прогречески ориентированного общества во главе с Этхембеем, но эта инициатива на данном этапе не получила дальнейшего развития. В целом в 1921 г. действия оппозиционных кемалистам региональных черкесских лидеров все больше смещались в национально-политическую плоскость. Судя по всему, именно в этот период осуществлялась разработка конкретных проектов решения «черкесского вопроса» вне рамок османского или турецкого государства путем создания на северо-западе Анатолии автономного образования под покровительством Греции и держав Антанты. Эти устремления, безусловно, полностью вписывались в греческие планы аннексии как можно более обширной территории Западной Анатолии либо создания там подконтрольного Афинам полунезависимого государства «Ионии», где, по мысли авторов проекта, должны были «…в безопасности проживать христиане, черкесы и антикемалистски настроенные турки».

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)