Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Почему Турция и Россия создали военный союз с черкесами?

Почему Турция и Россия создали военный союз с черкесами?

Почему Турция и Россия создали военный союз с черкесами?
История
admin
Фото: Адыги.RU
14:43, 28 апрель 2020
573
0
«Лига, послом которой был назначен Сефир-Бей, состояла из следующих двенадцати провинций: Натухач, Шапсуг, Абазак, Псадуг, Темиргуй, Хатукой, Макош, Бесни, Башилбай, Тебердех, Браки и Карачай» [6: 338]. Поскольку в Абадзехии, Бесленее, Башильбае, Карачае и на Теберде (так называемые «тебердинцы» русских документов [23: 4]) в этот период (с 1821 г.) присутствовали хаджереты-кабардинцы, игравшие весьма значительную роль в организации черкесского сопротивления [24: 4об.], то С. Заноко представлял в Стамбуле также и «вольных кабардинцев» (по выражению Ростислава Фадеева) [25: 162]. Только среди князей Атажукиных насчитывалось 9 хаджретов: среди Кайтукиных – 15; среди Мисостовых – 5...
Почему Турция и Россия создали военный союз с черкесами?

«Лига, послом которой был назначен Сефир-Бей, состояла из следующих двенадцати провинций: Натухач, Шапсуг, Абазак, Псадуг, Темиргуй, Хатукой, Макош, Бесни, Башилбай, Тебердех, Браки и Карачай» [6: 338]. Поскольку в Абадзехии, Бесленее, Башильбае, Карачае и на Теберде (так называемые «тебердинцы» русских документов [23: 4]) в этот период (с 1821 г.) присутствовали хаджереты-кабардинцы, игравшие весьма значительную роль в организации черкесского сопротивления [24: 4об.], то С. Заноко представлял в Стамбуле также и «вольных кабардинцев» (по выражению Ростислава Фадеева) [25: 162]. Только среди князей Атажукиных насчитывалось 9 хаджретов: среди Кайтукиных – 15; среди Мисостовых – 5.

Если тебе нравиться читать наши статьи, поддержи нас! И мы будем еще больше работать над сохранением нашей истории

Важно, что Сефербей воспринимал Санджак-Шериф как подобающий символ черкесской борьбы и лично направлял его экземпляры своим соратником в Черкесию. Так, в январе 1838 г. отряд, направленный из Анапы, захватил и сжег его двухмачтовое судно в гавани Озерека, но порох и флаг черкесы успели доставить в аул Остагай, где проживал влиятельный член меджлиса Мансур Хаудоко (Шупако) [6: 354; 8: 136-137].
Название Санджак-Шериф можно расценить и как стремление поддержать политическую, и религиозную связь с Османской империей, и как дань традиции, согласно которой главным знаменем черкесов считался тот флаг, который присылал им султан. Поскольку Сефербей Заноко был де-факто послом при султанском дворе, то санкционировать он должен был именно такое знамя, которое должно было подчеркнуть статус Черкесии как вассального государства в составе Османской империи.

[img]"[/img]


О практике жалования султанского знамени одному из наиболее авторитетных князей сообщал в 1812 г. подполковник Буцковский, отметивший, что старший князь Бесленея Мурзабек Каноков имеет «султанское знамя, около коего в военное время собираются все подвластные ему народы» [26: л. 3]. Под этими народами имелись в виду абазинские (ашхарские) общества. Это сообщение можно трактовать также и как объединение всех закубанских владений под символом османского сюзеренитета.

[img]"[/img]


Итак, Санджак-Шериф стал отражением жертвенной борьбы черкесов за независимость и появился в условиях ускорившейся социально-политической трансформации. Его создание связано не только с деятельностью Д. Уркарта, ведущего лоббиста идеи военно-политической поддержки черкесов со стороны Великобритании, но и с постоянным черкесским представителем в Стамбуле С. Заноко. Геральдические истоки флага связаны с Черкесией, Кабардинским феодальным владением, историей князей Черкасских и уходят в период интенсивных военно-политических и культурных контактов с Русским государством.

Поддержи наш канал, ставь лайки и подписывайся!

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)