Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Воздействи скифов, савроматов, сарматов и алан на культуру чеченцев

Воздействи скифов, савроматов, сарматов и алан на культуру чеченцев

Воздействи скифов, савроматов, сарматов и алан на культуру чеченцев
История
zafe
Фото: Адыги.RU
12:23, 22 апрель 2020
967
0
Определенное воздействие в период с VII века до н. э. по IV век н. э. на медицину местных народов Северного Кавказа известной культуры ираноязычных племен: скифов, савроматов, сарматов и алан. Эти племена принесли на Кавказ значительное культурное наследие, и, как утверждает З.Р. Аликова, истоки народной медицины Северного Кавказа уходят в глубокую скифскую древность...
Воздействи скифов, савроматов, сарматов и алан на культуру чеченцев

Определенное воздействие в период с VII века до н. э. по IV век н. э. на медицину местных народов Северного Кавказа известной культуры ираноязычных племен: скифов, савроматов, сарматов и алан. Эти племена принесли на Кавказ значительное культурное наследие, и, как утверждает З.Р. Аликова, истоки народной медицины Северного Кавказа уходят в глубокую скифскую древность.

Естественно, первичным источником врачевания явился многовековой опыт использования природных лечебных средств растительного, животного, минерального происхождения. Эмпирические знания накапливались, обобщались и постепенно становились основой культовой практики врачевания. Как и врачеватели других стран, чеченские лекари использовали природные лекарственные средства растительного и минерального (в меньшей степени) и животного происхождения, а позже и магические приемы. С развитием общества формировались и особые формы первобытной религии, что способствовало появлению магических действий и приемов в народной медицине.

До XVI века народная медицина Северного Кавказа, в том числе и на территории нынешней Чечни, оставалась на уровне эмпиризма и религиозно-мистических представлений. Примитивные медицинские знания сохранялись путем транслирования в устной форме (вербалльный путь) из поколения в поколение, при этом традиционно-устный способ передачи знаний не всегда отличался полнотой и точностью. Отсутствие письменности не давало возможности выхода на более высокую ступень накопления знаний, их сохранения и совершенствования, т. е. не было системы знаний. Предположительно к этому времени "коллективное (массовое) врачевание", когда носителем бытовых медицинских знаний ("домашняя медицина") был практически каждый, становится индивидуальным. Появляются народные целители, знахари, которые своей "специальностью" избрали врачевание.

Принятие ислама повлияло и на традиционные медицинские практики горцев: изменилось представление о том, что такое болезнь и как ее следует лечить. Ислам расширил традиционные представления об этиологии многих недугов, дополнив демонологию кораническими образами шайтанов и джиннов, которые теперь мыслились как виновники многих болезней. С принятием ислама на Северном Кавказе появилось целое сословие духовных лиц, которые для лечения использовали молитвы как часть своей духовной практики. Приемы лечения были основаны на вере в силу коранических текстов. Отсюда и главные лечебные средства — чтение вслух мусульманских молитв; окуривание дымом от сжигаемых листков с надписями религиозного содержания; питье больными воды из сосуда, в который помещался такой же текст или которым он накрывался сверху; Коран могли класть на подушку больного. Сюда же стоит отнести и применение амулетов, в которые зашивались листочки с написанными на них отдельными аятами из Корана; такие амулеты использовались в качестве средств от сглаза.

Существенное накопление медицинских знаний народными лекарями в Чечне началось с появлением письменности в XVI веке и было связано с исламом и распространением арабского языка. Арабский язык для мусульман, вне зависимости от этнической принадлежности являлся не только языком Корана и ислама, но и медицины. Вместе с исламом получила распространение по существу и чеченская письменность с использованием арабской графики. Народные лекари стали пользоваться арабскими письменными источниками врачевания — карабадинами (карабадин, китаб, жайна). Выдающиеся арабские врачи, помимо академических сочинений, предназначенных для подготовленных лиц, создавали и специальные сокращенные книги по медицине того времени, носившие общее название карабадины. Они содержали сведения о лечебных средствах, правила диагностики и лечения различных заболеваний. Полагаем, что поступали они в Чечню из Дагестана и Грузии. Благодаря знанию арабского языка местное мусульманское население Северного Кавказа имело доступ к данным источникам медицинских сведений. Карабадины в тот период имели большое значение для пополнения и совершенствования медицинских знаний.

Одним из важных источников медицинских знаний для чеченцев, как и для других мусульман Северного Кавказа, были Коран и хадисы пророка Мухаммада. Медицина Пророка — прежде всего послание (сунна), которое содержит множество советов и наставлений по таким вопросам, как гигиена, очищение организма, лечение болезней при помощи лекарств. Существует примерно 50 рецептов Пророка, известных среди мусульман всего мира как "Ат-Тыбб аль-Науаби" — классическая историкомедицинская литература — "Медицина Пророка", "Пророческая медицина". В различных сборниках хадисов (высказываний) Пророка, упоминаются более 300 примеров по вопросам гигиены, очищения, правил еды и питья. Пророческая медицина основывалась на трех основных правилах: сохранении хорошего здоровья, профилактики, выведении из организма вредных для него веществ (очищение). Согласно преданию, пророк Мухаммад (с.а.с.) получил свои познания в области медицины от врача, обучавшегося в Джундишапурской медицинской школе (персидская медицинская школа Джунди-Шапура).

В XVI-XVII веках у чеченцев стали появляться свои теп-тары — рукописные книги духовного, философского, морально-нравоучительного, летописно-исторического содержания, написанные на чеченском языке с помощью арабской графики. В Дагестане и Чечне в XVI-XIX веках в религиозных школах (хьюжар и медресе) распространялся мусульманский гносеологический канон — учащимся, кроме богословия, давались и медицинские знания.

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)