Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Влияние арабской медецины на чеченских врачевателей

Влияние арабской медецины на чеченских врачевателей

Влияние арабской медецины на чеченских врачевателей
История
admin
Фото: Адыги.RU
12:23, 22 апрель 2020
138
0
Народная медицина чеченцев далеко отставала от совершенной для своего времени арабской медицины, которая внесла большой вклад в развитие мировой медицинской науки. Между тем, это не значит, что она у чеченцев в этот период была на слишком примитивном уровне. Арабский Восток внес какие-то определенные элементы в народное врачевание в Чечне, но не настолько, чтобы ее заменить частично или полностью. Нельзя говорить о полном заимствовании или подобии. Речь идет о некоторой схожести или об использовании в практике отдельных способов и средств, взятых из восточной медицины. В народной медицине чеченцев применяются в основном местные способы лечения. Устоявшаяся за тысячи лет народная медицина у чеченцев не могла измениться за такой короткий исторический промежуток времени. По своему генезису народная медицина чеченцев самобытная, но
Влияние арабской медецины на чеченских врачевателей

Народная медицина чеченцев далеко отставала от совершенной для своего времени арабской медицины, которая внесла большой вклад в развитие мировой медицинской науки. Между тем, это не значит, что она у чеченцев в этот период была на слишком примитивном уровне. Арабский Восток внес какие-то определенные элементы в народное врачевание в Чечне, но не настолько, чтобы ее заменить частично или полностью. Нельзя говорить о полном заимствовании или подобии. Речь идет о некоторой схожести или об использовании в практике отдельных способов и средств, взятых из восточной медицины. В народной медицине чеченцев применяются в основном местные способы лечения. Устоявшаяся за тысячи лет народная медицина у чеченцев не могла измениться за такой короткий исторический промежуток времени. По своему генезису народная медицина чеченцев самобытная, но имеет при этом отдельные элементы восточной (арабской) медицины. У чеченцев были свои методы лечения: корта озар (вытяжение головы), гам хьакхар (скобление кости черепа с целью трепанации), хинжабаккхар (эпидермальное иглоукалывание), пондар лакхар (лечение музыкой) и др. В лексиконе чеченцев содержится около 400 медицинских, в том числе анатомических терминов, а все арабское было привнесено в основном из Медицины пророка Мухаммада.

Горская народная медицина всегда исходила из своих, добытых вековой практикой приемов и способов лечения. При скудной терапевтической помощи горских хакимов (врачей) более рациональное направление имела хирургическая помощь, в частности костоправство и лечение разного рода ран с преобладанием консервативного способа. Жизнь в суровых горных условиях, многочисленные войны вели к травматизму, и это обусловило появление "специалистов" по костоправству и лечению ран, получила развитие примитивная хирургия. В период военных походов (жизнь горского мужчины была во многом ориентирована на войну) лекари следовали за воинами и оказывали помощь в полевых условиях. Горцы вынужденно стали искусными врачевателями патологии опорно-двигательного аппарата человека, при этом прибегали к консервативным средствам, не ампутируя поврежденную конечность.

Следует учесть, что чеченский народ с глубокой древности связан многочисленными узами с народами Кавказа и со странами, входившими в VII—XIII веках в сферу влияния Арабского халифата, которые отличались достаточно высоким для того времени динамическим социально-экономическим и культурным развитием. Об устойчивых взаимосвязях чеченцев с другими народами говорит и нахская (нахи-чеченцы, ингуши и др.) мифология, которая имеет много общих черт с мифологией других народов Кавказа, Передней Азии и Греции. Сходен во многом и нартский эпос народов Северного Кавказа.

Народная медицина чеченцев развивалась и обогащалась также в результате взаимовлияния и взаимообмена с народной медициной всех горских народов Северного Кавказа, в том числе терских казаков. Многочисленными исследованиями были выявлены важные историко-культурные параллели между чеченцами и их ближайшими соседями. Взаимовлияние культур народов Северного Кавказа огромно, но при этом каждый народ сохранил свою самобытность и этнообразие региона. Каждый социокультурный феномен, в том числе народная медицина, у каждого народа дал возможность выжить в данных конкретно-исторических и конкретно-географических условиях. Арсенал средств народной медицины горцев не представлял собой ничего изолированного, а явился сплавом из опыта, переданного по наследству, собственного стихийного опыта и данных, почерпнутых из опыта и информации соседних народностей. Как известно, медицинские знания многих кавказских народов имеют некоторые, пока еще недостаточно изученные, сходные черты в области применения тех или иных средств лечебного воздействия. Вместе с тем, несмотря на сходные черты медицинских знаний у чеченцев и многих других кавказских народов, порой встречаются приемы и методы лечения, имеющие в специфике употребления как существенные, так и незначительные различия. Однако это уже вопрос отдельного сравнительного изучения.

Интерес к медицине горцев Северного Кавказа в России появился в период затяжной Кавказской войны (1829—1859). Известный русский врач, основатель военно-полевой хирургии Н. И. Пирогов, оценивая искусство сберегательной хирургии горцев, отмечал, что "азиятские врачи" излечивали такие раны и повреждения, которые, по мнению русских врачей, требовали ампутации конечностей. Он писал: "От приехавших с Кавказа в Россию военных людей я часто слыхал об искусстве азият-ских врачей в лечении наружных повреждений". Позже, в 1847 г. эти рассказы он проверил на деле в кавказской экспедиции в Дагестане во время длительной осады горской крепости в Салтах. Спустя 2 года он напишет в своем "Отчете": "Искусство лечения наружных повреждений у кавказских племен есть чисто наследственное, и переходит от отца к сыну. Мне кажется, что оно вместе с другими началами просвещения перешло на Кавказ от арабов (следы пребывания арабов остались еще до сих пор в Дагестане). По крайней мере, способ лечения ран напоминает нам живо арабскую медицину". Как известно, арабская медицина при лечении травм и ранений носилала сберегательный характер, а западная медицина, в том числе и российская, предписывала для сохранения жизни раненого в бою срочную ампутацию травмированной конечности. Опыт горских целителей в определенной степени повлиял на рекомендованную Пирого -вым военным врачам сберегательную тактику лечения боевой травмы в военно-полевых условиях.

[img]"[/img]

Учитывая интерес общественности и врачей к горской медицине, медицинское руководство России направило запрос о ней окружным врачам. Врач Кабардинского округа А. И. Дроздовский в 1861 г. сообщал, что по его скудным сведениям горские врачи занимаются исключительно лечением наружных болезней, относящихся собственно к хирургии.

По заключению Имперского Кавказского медицинского общества в Тифлисе (1889) народную медицину на Кавказе относили к средневековой восточной медицине, которая использовала средства и способы лечения, дошедшие из Византии или занесенные во время крестовых походов, а также из Персии. Восточная медицина была известна у кавказских горцев под общим названием "арабская медицина". Известный историк медицины С. Г. Ковнер отмечает: "Не подлежит сомнению, что арабская медицина сформировалась совершенно своеобразно, применяясь к условиям обитаемых мусульманами стран, образа жизни, расовых особенностей и всего строя арабского быта, сложившегося под влиянием закона Магомета".

Э. М. Рубаева [11], ссылаясь на материалы периодической печати Терской области XIX—XX веков, указывает, что кабардинские народные лекари использовали преимущественно арабскую медицину, чеченцы и кумыки — персидскую, а осетины — турецкую.

На большое значение арабского Востока в распространении медицинских знаний на территории Северного Кавказа указывают в своей работе Х. М. Батаев и З. И. Яхъяева. По их данным, благодаря знанию горцами арабского языка ценнейшие сведения древних источников были успешно использованы народной медициной горцев.

Таким образом, народная медицина чеченцев имела следующие направления: фитотерапевтическое (консервативное), хирургическое и магическое (психотерапевтическое). Многовековое ее становление связано с определенными историческими этапами развития человечества. Медицина Чечни формировалась, с одной стороны, из народного опыта, накапливавшего веками крупицы медицинских знаний, а с другой — под известным влиянием культуры ирано-язычных племен на стыке двух эр и восточной (арабской) медицины в середине II тысячелетия.

Процесс формирования медицинских знаний в Чечне имеет и следы длительного взаимодействия с культурами других на -родов, особенно проживающих на Северном Кавказе. В целом в XVIII и начале ХХ века народная медицина чеченцев достигла определенного уровня, который соответствовал социально-экономическому развитию общества. Особенно успешно для того времени народные лекари лечили боевую (военную) патологию. За многие столетия эмпирически было выявлено немало полезных и эффективных средств лечения и профилактики, а накопленный опыт борьбы с различными болезнями передавался из поколения в поколение в основном вербальным путем.

Вместе с тем мы, конечно, далеки от утверждения, что чеченской народной медицине свойственны высокоорганизованная целостность и системность. Кроме того, вопросы народной медицины Чечни требуют проведения более глубоких и расширенных исследований, что до настоящего времени практически не сделано.

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х