Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Какой праздник отмечают черкесы вместо Нового года?

Какой праздник отмечают черкесы вместо Нового года?

Какой праздник отмечают черкесы вместо Нового года?
История
admin
Фото: Адыги.RU
12:23, 22 апрель 2020
427
0
Или просто Астрономический Новый год. Одной из наиболее значимых дат для наших предков был день весеннего равноденствия, когда солнце находится ровно в зените, ложится на западе, а встает прямо на востоке, древние люди понимали, что Земля перешла на новый рубеж. У многих народов с этим днем было связано немало традиций. Раньше жизнь людей была тесно связана с природой и большинством природных явлений, потому знания о переменах в ней особенно ценились и накапливались. Согласно многим верованиям, в день равноденствия тьма и свет соревнуются между собой, и свет побеждает. Тьма, злые силы, холод и тяжелые времена уступают место трудовому, но счастливому времени, которого ждали и молились о его скором приходе...
Какой праздник отмечают черкесы вместо Нового года?

Или просто Астрономический Новый год. Одной из наиболее значимых дат для наших предков был день весеннего равноденствия, когда солнце находится ровно в зените, ложится на западе, а встает прямо на востоке, древние люди понимали, что Земля перешла на новый рубеж.
У многих народов с этим днем было связано немало традиций. Раньше жизнь людей была тесно связана с природой и большинством природных явлений, потому знания о переменах в ней особенно ценились и накапливались. Согласно многим верованиям, в день равноденствия тьма и свет соревнуются между собой, и свет побеждает. Тьма, злые силы, холод и тяжелые времена уступают место трудовому, но счастливому времени, которого ждали и молились о его скором приходе.

Не исключением являются и народы Северного Кавказа.
Так, например у черкесов в давние времена глашатай объезжал аул и оповещал о наступлении Нового года, приглашая всех собраться на следующий день, пока не взошло солнце. Люди развешивали две небольшие ветки самшита у входа в дом. Ровно в полночь, услышав удары лемеха, люди выходили из своих домов с факелами. В это же время с гор спускался старец в сопровождении молодой девушки: оба в белых одеяниях и с зажженными факелами в руках. Они шли к людям, неся в руках огонь как символ тепла, добра и света.
В этот день люди ходили друг к другу в гости, обмениваясь праздничной едой. Почетное место занимали старейшины. Им первыми подносили чашу с медовой брагой. А тем временем в котлах с кипящим маслом жарили круглые, как солнце, праздничные лепешки.

С глубокой древности чеченцы и ингуши приурочивали начало сельскохозяйственного года ко дню весеннего равноденствия . Этот день был важным весенним праздником. В ходе подготовки к нему в хозяйстве наводили особую чистоту. Женщины все тщательно чистили, мыли, белили дом изнутри и снаружи, убирали во дворах. Всю бронзовую и медную посуду натирали до блеска и выставляли во двор, считая, что красный цвет меди призывает солнце. В сам праздничный день все, включая грудных детей, поднимались до рассвета и выходили во двор, навстречу восходящему солнцу. Этот праздник предполагал обилие еды для всех. Накормлены должны были быть не только домашние, но и сироты, одинокие старики. В этот день особенно сытно кормили скотину, на улице рассыпали зерно для птиц, на чердаке и во всех темных углах дома бросали крошки. Считалось также, что если обновить на праздник одежду, то это поможет весь год ходить в новом. Праздничные развлечения вечером проходили у костров, символизирующих солнце. Костры могли быть семейные или для всей улицы и даже для всего села. Их разжигали молодые люди, стараясь, чтобы костер был побольше и поярче. Через костры прыгали юноши и взрослые мужчины, демонстрируя храбрость и вместе с тем как бы «очищаясь» огнем.

Р. Магомедов пишет: «Солнечный праздник весеннего равноденствия существовал у всех дагестанских народов. В этот день в горах и на крышах домов разжигали костры, через которые перепрыгивали юноши».
У табасаранцев огненная феерия сопровождалась шествием по аулу мальчиков, которых обливали водой.
У лезгин праздник весеннего равноденствия назывался «наирш байрам» или «ярар». Последнее напоминает русское «ярило» и «ярый». В день весеннего равноденствия в лезгинских аулах тоже разводили ночью костры на крышах домов, плясали вокруг костров, бросали с крыш в дымоходные трубы орехи. Когда костер угасал, пепел рассыпали по крыше, приговаривая: «Чтобы в доме было много добра!» Весело, с песнями и танцами, джигитовкой и стрельбой из ружей и пистолетов проводились лакские весенние праздники «хождение за подснежниками», «хождение за черемшой» (дарачуйн гьаву, самуйн гьаву).

Другие новости:

Ложная концепция "алано-осетинского" происхождения кавказского эпоса "Нарты".

Управление эмоциями: как взять злость и страх под контроль.

Свидания с иностранцами.

5 признаков женской красоты, привлекающих мужчин на уровне подсознания

Шепелеву нашли замену в шоу «На самом деле»

От чего следует отказаться в период беременности

Почему черкесам не разрешали торговать и что еще им было запрещенно?

Дефицита продовольственных товаров в Кабардино-Балкарии не предвидится

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)