Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » "Зачем они скачут?": как русская кавалерия захватила турецкие редуты (1829 год)

"Зачем они скачут?": как русская кавалерия захватила турецкие редуты (1829 год)

"Зачем они скачут?": как русская кавалерия захватила турецкие редуты (1829 год)
История
zafe
Фото: Адыги.RU
12:21, 22 апрель 2020
390
0
Неудачная атака французских кирасир под командованием генерала Коленкура на большой редут (батарею Раевского) в день Бородинского сражения (7 сентября 1812 года) известна многим: европейцы всегда умели правильно подать свою историю. Вот как об этой атаке писал очевидец:"Кирасирская бригада получила приказ... идти на приступ большого редута, который обстреливал все фланги нашей кавалерии. Эта бригада сейчас же бросилась на редут, и мы были поражены представившимся нам изумительным зрелищем: казалось, что вся возвышенность, господствующая над нами, обратилась в движущуюся железную гору: блеск оружия, касок и панцырей, освещенных солнечными лучами, смешивался с огнем орудий, которые, неся смерть со всех сторон, делали редут похожим на вулкан в центре армии. Стоящая вблизи за оврагом неприятельская пехота встретила таким ужасным
"Зачем они скачут?": как русская кавалерия захватила турецкие редуты (1829 год)

Неудачная атака французских кирасир под командованием генерала Коленкура на большой редут (батарею Раевского) в день Бородинского сражения (7 сентября 1812 года) известна многим: европейцы всегда умели правильно подать свою историю. Вот как об этой атаке писал очевидец:"Кирасирская бригада получила приказ ... идти на приступ большого редута, который обстреливал все фланги нашей кавалерии. Эта бригада сейчас же бросилась на редут, и мы были поражены представившимся нам изумительным зрелищем: казалось, что вся возвышенность, господствующая над нами, обратилась в движущуюся железную гору: блеск оружия, касок и панцырей, освещенных солнечными лучами, смешивался с огнем орудий, которые, неся смерть со всех сторон, делали редут похожим на вулкан в центре армии. Стоящая вблизи за оврагом неприятельская пехота встретила таким ужасным залпом наших кирасир, что принудила их отступить". Кирасиры были отбиты с потерями, а генерал Коленкур убит. Неудача кирасир, а принципе, понятна: атака в конном строю полевого укрепления, пусть даже и изрядно разрушенного и потерявшего многих защитников, дело крайне сложное - не умеют кони залезать на стены и склоны. Поэтому никто не только не упрекал французов, но, наоборот, неудача всячески превозносилась как образец героизма. А вот о том, как русские драгуны лихой кавалерийской атакой взяли практически нетронутые редуты с полностью боеспособным гарнизоном, известно немногим.

"Белый кабардинский конь... как птица перелетел окоп и скрылся за бруствером".

Этот удивительный случай произошел 27 сентября 1829 года при штурме турецких позиций у города Бейбурт в ходе Русско-турецкой войны 1828 - 1829 годов. Русские войска готовились штурмовать линию турецких редутов, когда перед строем нижегородских драгун, прикрывавших фланг гренадер, появился большой отряд турецкой кавалерии. "Обе конные массы приостановились и, в безмолвном созерцании, как бы измеряли силы друг друга. В эту минуту турецкий офицер почти в упор подскочил к нашему фронту и выстрелил из пистолета. Князь Чавчавадзе, стоявший перед первым взводом лейб-эскадрона, бросился на него с поднятой плетью (Ясон Иванович Чавчавадзе (1803 - 1857), участник Турецкой, Кавказской и Крымской войн - ИО). Офицер стал уходить. Чавчавадзе насел на него вплотную. Видя, что оба они уже подскакивают к турецким линиям, весь первый взвод без приказания ринулся за своим командиром; за взводом пустился весь первый эскадрон, за первым второй и через мгновение все шесть эскадронов, далеко оставив за собой наступающую пехоту, бешено неслись на турецкие окопы. Конница, стоящая перед ними, была сметена, и драгуны мчались прямо на батарею... Между тем Чавчавадзе и его противник скакали все дальше и дальше; турецкий офицер достиг, наконец, до своих укреплений и вскочил в редут. Чавчавадзе приостановился только на миг, дал шпоры, и белый кабардинский конь, отделившись от земли и распластавшись в воздухе, как птица перелетел окоп и скрылся за бруствером. Чавчавадзе очутился один среди тысяч турок, но те не пришли еще в себя от изумления, как принеслись драгуны, и вся линия укрепленных редутов и батарей пала под ударом шести эскадронов". Все турецкие укрепления были захвачены за 10 минут атакой драгун Нижегородского полка в конном строю!

"Вы сто раз заслужили Георгия - но вы его не получите".

Командовавший русскими войсками И. Паскевич, увидев, как драгуны бросились в атаку, сначала не понял даже, куда они так помчались, взволновано повторяя "Куда, зачем они скачут?". Он опасался, что кавалеристы попадут под залп картечи с редутов, не думая о том, что они как раз и несутся на них. Но, когда укрепления были взяты, а захваченные пушки открыли огонь по туркам, он обнял стоявшего рядом генерала и сказал: "Вот вам мои нижегородцы! Они с своим достойным начальником не знают, что значит невозможное". Атака стоила нижегородцам 41 убитого и 58 раненых. Но были взяты 3 знамени, пять орудий и 250 пленных. На следующее утро Паскевич, благодаря эскадроны, сказал: "Такой атаки я не видел в течение всей своей боевой службы". Он попросил показать ему офицера, который первым вскочил в укрепление, но, увидев князя Чавчавадзе, заявил ему: "Молодой человек, знаете ли вы, что подвергались расстрелянию за ваш неуместный жест перед генералом. Вы сто раз заслужили Георгия - но вы его не получите". Оказалось, что после взятия редутов, когда Чавчавадзе собрал часть рассеявшихся по улицам захваченного города драгун, он столкнулся с командиром гренадерской бригады Н. Муравьевым, который приказал ему остаться при пехоте. В ответ Чавчавадзе заявил, что имеет приказ командира полка немедленно идти с собранными драгунами к атакующему полку. "Муравьев, не отличавшийся мягкостью в выражениях, принялся распекать Чавчавадзе и стал грозить ему пальцем. Тот осадил коня и молча положил руку на шашку. Это движение заставило Муравьева опомниться и опустить руку" (Потто В. История 44-го Драгунского Нижегородского полка. Т. 3.). Взбешенный Муравьев тут же написал Паскевичу рапорт с требованием предать суду Чавчавадзе. Но Паскевич, находившийся под впечатлением от атаки полка, рапорта не принял, однако фамилию Чавчавадзе запомнил. За свой подвиг Ясон Чавчавадзе получил только Анну 2 степени.

Обычай атаковать противника с плетью вместо сабли появился у некоторых офицеров после знаменитых слов одного из лучших кавалеристов в истории Ф. Зейдлица (1721 - 1773): "если конница налетает на неприятеля прежде, чем тот успевает рассмотреть, какие у нее сабли, то, будь у ней в руках хоть простые хлысты, она наверное победит его".

О нижегородских драгунах и их шашке вы можете прочитать здесь.

О поединке казака с черкесом вы можете прочитать здесь.

[img]"[/img]

Мы продолжим публикации статей об оружии, тактике боя и военных эпизодах разных стран и разных веков. Подписывайтесь на канал читайте, делитесь, комментируйте и задавайте вопросы!

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)