Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Штурм мюридами крепости "Бурная" (1831 год): сравнение русских и кавказских источников

Штурм мюридами крепости "Бурная" (1831 год): сравнение русских и кавказских источников

Штурм мюридами крепости "Бурная" (1831 год): сравнение русских и кавказских источников
История
admin
Фото: Адыги.RU
12:20, 22 апрель 2020
271
0
Предисловие. В статье приводится сравнение сведений об осаде крепости Бурной, приведенные в книге русского военного историка и участника Кавказской войны Н. Волконского "Война на Восточном Кавказе с 1824 по 1834 г. в связи с мюридизмом" (Кавказский сборник, Том 13. 1889) и в книге "писца Шамиля" (как он сам себя называл) Мухаммед-Тахира аль-Карахи "Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах" (издана в Махачкале в 1990 году). Взятые источники позволяют сравнить и цифры потерь горцев при штурме...
Штурм мюридами крепости "Бурная" (1831 год): сравнение русских и кавказских источников

Предисловие.

В статье приводится сравнение сведений об осаде крепости Бурной, приведенные в книге русского военного историка и участника Кавказской войны Н. Волконского "Война на Восточном Кавказе с 1824 по 1834 г. в связи с мюридизмом" (Кавказский сборник, Том 13. 1889) и в книге "писца Шамиля" (как он сам себя называл) Мухаммед-Тахира аль-Карахи "Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах" (издана в Махачкале в 1990 году). Взятые источники позволяют сравнить и цифры потерь горцев при штурме.

Введение.

Крепость Бурная, выстроенная еще при Ермолове на горе над городом Тарки (в тот период - столица т.н. Тарковского шамхальства, насчитывавшая ок 1.500 домов, что было весьма много по тем временам), была атакована отрядами имама Гази-Мухаммада 27 мая 1831 года. К Бурной предводителю повстанцев удалось стянуть (по русским оценкам) около 6.000 пехоты и 2.000 кавалерии, тогда как укрепление оборонялось 516 защитниками, которые хотя и имели 25 пушек, но не могли даже прикрыть все амбразуры (более 800). Впрочем, можно сказать, что нападение на весьма мощную крепость (ее остатки сохранялись вплоть до 60-х годов ХХ века), защищаемую довольно многочисленным гарнизоном да еще и с таким количеством орудий, вполне можно расценить как своеобразную наглость, а объяснить - отсутствием опыта как у Гази-Мухаммада, так и у его приближенных.

Штурм крепости: "вдруг попал огонь".

Тем не менее, "наглость - второе счастье", и мюриды, объединившись с поддержавшими их жителями Тарков, под видом мирных жителей приблизились к стенам крепости и, помогая друг другу, внезапно перепрыгнули невысокую стену у порохового погреба и напали на находившийся там караул. Другая группа заняла все бойницы крепостной стены и открыла огонь по гарнизону. Как пишет Н. Волконский, "среди атакующих оказались даже женщины, стрелявшие по гарнизону из пистолетов". Попытка русских атакой выбить горцев с захваченного участка не удалась, и они отступили к воротам собственно крепости, отбиваясь от наседавшего противника. Другие горцы проломили стену погреба и ринулись внутрь. И тут "раздался потрясающий гул, над погребом взлетело черное облако с десятками человеческих силуэтов, здания в крепости зашатались, повсюду пронеслись треск, бряцанье, дребезжанье — и затем на мгновение все притихло". Как представляется, вероятной причиной взрыва стала небрежность кого-то из ворвавшихся внутрь. Но эта случайность стала фатальной для штурмующих: при взрыве погибли сотни нападавших, а русский гарнизон, воспользовавшись ошеломлением горцев, сумел быстро подготовились к обороне.

Аль-Карахи описывает этот этап штурма так: "затем Газимухаммад выступил против Таркинской (Тарту) крепости. Горцы смело бросились в нее. Говорят, что они прони­кали в нее через амбразуры для пушек... Когда мюриды сражались внутри крепости, в пороховой погреб, вокруг которого находились наши воины, вдруг попал огонь. От этого произошел взрыв и в результате из нашего войска было уничтожено тогда около тысячи двухсот мужей, в том числе около восьмидесяти чиркеевцев". Русские потеряли 102 человека убитыми и ранеными и оценивали потери горцев в "до девятисот убитых и раненых" (Н. Волконский). Оправившиеся от потрясения горцы продолжали атаковать крепость еще несколько раз в течение 27-го и 28-го мая, однако успеха не имели.

Снятие осады: "предпочитали геройскую смерть постыдной неволе".

В ночь на 29 мая на выручку к гарнизону подошел генерал-майор Каханов с пехотным батальоном, четырьмя орудиями и тремя сотнями "доброконных мусульман", который, быстро оценив обстановку, на рассвете 29 мая атаковал захвативших Тарки горцев, которые "сидели в укрепленных и закрытых пунктах на утесистой горе, стлавшейся уступами на протяжении полторы версты, и обрекли себя на смерть за своего предводителя" (Н. Волконский). Бой за город был жесточайшим. Русским удалось легко выбить горцев из завалов, устроенных перед ним, однако сражение на улицах продолжалось двенадцать часов. Мюриды в присутствии Гази-Мухаммада сражались отчаянно, не раз пытаясь контратаковать русских. Как пишет Н. Волконский, "увлеченные фанатизмом и желая вполне отличиться перед своим повелителем, они решились умереть, но не оставлять занятых ими мест — и с честью выполнили это решение". Только после того, как та часть Тарков, в которой находился сам Газимухаммад, была подожжена по приказу Каханова, сопротивление горцев было сломлено.

Аль-Карахи так описывает этот этап битвы: "после той битвы в Тарки пришли русские сражаться против Газимухаммада. Произошел бой. Газимухаммад три раза бросался там в гущу русских, а храбрец Нурмухаммад Зубутлинский убил тогда саблей солдата, который вознамерился было нанести Газимухаммаду удар штыком".

Потери отряда генерала Каханова составили 33 убитыми и 75 ранеными. Общие потери Газимухаммада оценены русскими в 1.500 человек. При этом 684 тела было подобрано у стен крепости и похоронено ее гарнизоном. "В плен было взято всего лишь 11 человек — и то случайно, так как фанатизированные толпы имама предпочитали геройскую смерть постыдной неволе" (Н. Волконский). Не менее важным было и то, что в бою погибли ближайшие соратники Газимухаммада - Али-Султан Унцукульский и Рази-бек Казанищенский, имевшие "столь сильное влияние на умы народа" (Н. Волконский).

Вместо эпилога: "заражены его злыми поучениями истреблять русских".

Несмотря на неудачный штурм, поражение и понесенные потери, ни Гази-Мухаммад, ни горцы не отказались от борьбы с русскими. Как писал генерал-майор Каханов, "Хотя бунтовщик Кази-мулла и разбит, но не оставляет вредных своих замыслов против нашего правительства в Дагестане, и все горские народы к Дербенту заражены его злыми поучениями истреблять русских" (Н. Волконский).

[img]"[/img]

О том, как чеченцы Петра I "разбили" (ложь современных "историков") можно прочитать здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!


Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)