Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » "Побереги свое красноречие для лезгин": как чеченцы Шамиля встречали в 1848 году

"Побереги свое красноречие для лезгин": как чеченцы Шамиля встречали в 1848 году

"Побереги свое красноречие для лезгин": как чеченцы Шамиля встречали в 1848 году
История
zafe
Фото: Адыги.RU
12:20, 22 апрель 2020
56
0
Введение. Как известно, далеко не все чеченцы и далеко не сразу приняли власть имама Шамиля в 40-е годы и согласились под его началом выступить против русских. Более того, нередки были случаи, когда отдельные общества выгоняли его посланников (впрочем, следует оговориться, что делали они это не из-за некоей любви к России, а из привычки жить свободной общиной и не терпеть ничьей власти). Один из таких конфликтов Шамиля с одним из чеченских тейпов описан у С. Фарфаровского в статье "Шамиль и чеченцы (неизвестный еще эпизод из завоевания Кавказа)", опубликованной журнале "Русский архив" в 1913 году...
"Побереги свое красноречие для лезгин": как чеченцы Шамиля встречали в 1848 году

Введение.

Как известно, далеко не все чеченцы и далеко не сразу приняли власть имама Шамиля в 40-е годы и согласились под его началом выступить против русских. Более того, нередки были случаи, когда отдельные общества выгоняли его посланников (впрочем, следует оговориться, что делали они это не из-за некоей любви к России, а из привычки жить свободной общиной и не терпеть ничьей власти). Один из таких конфликтов Шамиля с одним из чеченских тейпов описан у С. Фарфаровского в статье "Шамиль и чеченцы (неизвестный еще эпизод из завоевания Кавказа)", опубликованной журнале "Русский архив" в 1913 году.

Эпизод освещает приезд посланников Шамиля в 1848 году в один из горных аулов тейпа Дишний и то, как они были встречены его жителями. Следует отметить, что тейп занимал особенное положение в чеченских обществах. Он был настолько древним и сильным, что, как говорят сегодняшние историки, не входил ни в один чеченский тухкум (военно-политический союз тейпов) и сам вполне мог называться тухкумом.

Первая попытка: "Как над соколами смешно назначать наибом ворона..."

Как пишет С. Фарфаровский, "В 1848 г. в одном из горных чеченских аулах Дашни (так называли в XIX веке Дишний русские - ИО) раздалась тревога, очень обычная в то время, через несколько минут площадь мечети покрылась вооруженными. Женщины, погнавшие стада вернулись с криками, что к аулу едут черные сюли (лезгины (примечание С. Фарфаровского - ИО)) и действительно, через несколько минут на площадь въехали лезгины и объявили: «над Вашим аулом Шамилю угодно было назначить наибом Магому (сын Шамиля Гази-Мухаммад - ИО), который скоро приедет. Мы от его имени объявляем Вам это, чтобы Вы приготовились к встрече с той почестью, какая достойна имама». Сказав это лезгины, отправились в кунацкие. Долго шумели чеченцы, не привыкшие подчиняться ничьим приказаниям, а особенно переданным лезгинами... В конце концов объявили посланцам: передайте Магоме, который Вас прислал и скажите ему, что у нас нет ослов, чтобы выехать ему навстречу, и нет дудочников, как у Вас в горах, чтобы достойно его встретить. «Мы выедем к нему на конях боевых и вместо дудок возьмем черные винтовки и этим сделаем честь глупому лезгину; но не рад будет он такой встрече и пусть лучше не едет к нам... Желаем вам счастливого пути, ваши лошади готовы и сыты, поезжайте обратно». «Никогда не забывайте, что чеченцы были всегда свободны и умрут свободными». «Как над соколами смешно назначать наибом ворона, так глупо Магоме быть начальником над нами». «В нашей груди еще бьются сердца львов». Один из лезгин хотел что то сказать, но ему напомнили, что было бы гораздо лучше с его стороны, если бы он не раздражал сход словами, а ехал скорее обратно" (Фарфаровский С. Шамиль и чеченцы (неизвестный еще эпизод из завоевания Кавказа) // Русский архив, №6. 1913).

Вторая попытка: "ты мулла, побереги свое красноречие для лезгин..."

Однако, Шамиль не оставил попыток подчинить дашниевцев, отправив во второй раз к ним послов с муллой, зачитавшим обращение Шамиля, в котором он, в частности, говорил, что, назначая к ним наиба, преследовал благие для них цели, поскольку этого требовала предстоящая "борьба с гяурами", и предлагал выдать тех "зловредных членов общества", которые предложили не слушать Шамиля и высказались против Магомы в первый раз. От себя мулла пригрозил дашниевцам карами "не только на этом, но и на том свете". Однако реакция дашниевцев не изменилась: "В это время выступил из толпы старик Эскале, обращаясь к лезгинам, он сказал: «ты мулла, побереги свое красноречие для лезгин, ты должен только прочесть нам письмо Шамиля и ждать ответа, но ты прибавил и свою речь. Может быть ты, как святой человек, должен наставлять на путь истины свернувших с него, но мы еще не свернули с своего пути и твое красноречие излишне. Мы не верим, что нам станет лучше при наибстве Магомы. Передай Шамилю, что те, кто советовал нам не слушать его — лучшие люди. Их мы не будем остерегаться, а будем слушаться" (Фарфаровский С.).

Заключение.

Впрочем, несколько позже дишнийцы не только приняли власть Шамиля и давали своих воинов на войну с русскими. Так, у Н. Волконского в статье "Семь лет в плену у горцев (1849-1856)" (Русский вестник, № 5. 1882) описан эпизод, когда из Дышны (так в тексте) в конце 1849 года в т.н. Большую Чечню была отправлена воевать пятисотенная партия.

[img]"[/img]

Как чеченцы воевали с Шамилем в 1858 году можно прочитать здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х