Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » "Слишком плохое и болезненное": спортивное фехтование против боевого (поединок начала ХХ века)

"Слишком плохое и болезненное": спортивное фехтование против боевого (поединок начала ХХ века)

"Слишком плохое и болезненное": спортивное фехтование против боевого (поединок начала ХХ века)
История
admin
Фото: Адыги.RU
12:20, 22 апрель 2020
22
0
Предисловие. Одна из самых смешных тем в сегодняшних дискуссиях любителей фехтования, это тема о том, кто победит в схватке: современный спортсмен или "тогдашний" боевой фехтовальщик. Как правило, дискуссия заканчивается предложением проверить "теоретические рассуждения" практикой, и, если спорщики действительно умеют фехтовать, то происходят иной раз весьма любопытные поединки. Однако, как выясняется, эта тема волновала не только нынешних знатоков искусства владения длинным клинком, но и их предков в начале ХХ века. И теоретические дискуссии также разрешались практикой - мастера должны были доказывать свои умозаключения с оружием в руках. Один такой поединок был описан в книге о фехтовании известного в первой половине ХХ века маэстро фехтования Л. Бертрана (сына не менее известного преподавателя фехтования Ф. Бертрана,
"Слишком плохое и болезненное": спортивное фехтование против боевого (поединок начала ХХ века)

Предисловие.

Одна из самых смешных тем в сегодняшних дискуссиях любителей фехтования, это тема о том, кто победит в схватке: современный спортсмен или "тогдашний" боевой фехтовальщик. Как правило, дискуссия заканчивается предложением проверить "теоретические рассуждения" практикой, и, если спорщики действительно умеют фехтовать, то происходят иной раз весьма любопытные поединки. Однако, как выясняется, эта тема волновала не только нынешних знатоков искусства владения длинным клинком, но и их предков в начале ХХ века. И теоретические дискуссии также разрешались практикой - мастера должны были доказывать свои умозаключения с оружием в руках. Один такой поединок был описан в книге о фехтовании известного в первой половине ХХ века маэстро фехтования Л. Бертрана (сына не менее известного преподавателя фехтования Ф. Бертрана, соратника одного из столпов итальянской школы фехования Дж. Магрини), опубликованной в 1927 году: клинки скрестили сам сеньор Джузеппе Магрини с английским офицером, имя которого, к сожалению, не сохранилось.

Необходимое введение.

Следует отметить, что к концу XIX века итальянская школа фехтования саблей считалась лучшей в Европе, а итальянские фехтовальщики побеждали на всех спортивных и околоспортивных соревнованиях, которые устраивались в тот период. Естественно, эта школа пришла и в европейские армии, где, несмотря на то, что сабля была уже практически вытеснена с поля боя, сохранялся еще характерный стиль фехтования, созданный на основе боевого опыта конца XVIII - начала XIX веков. Новый стиль итальянцев, существенно отличавшийся от армейского, был принят вполне благожелательно. Как писал, например, А.К. Греков в предисловии к книге Л. Барбазетти "Фехтование на саблях", изданной в 1909 году, "Эта система (итальянская - ИО), давшая доказательства своего превосходства на многих международных состязаниях, не только завоевала себе очень быстро прочное положение в фехтовальных залах за границей, но и принята в армиях очень многих государств западной Европы, совершенно вытеснив прежнюю систему". Он же заметил, что эта система преподается уже почти 10 лет в Офицерском фехтовально-гимнастическом зале Санкт-Петербурга и что "императорские призы за бой на эспадронах почти исключительно достаются последователям этой системы". Однако в Англии эта система встретила сопротивление со стороны сторонников старой школы. Ее результатом и стал любопытный поединок, ярко описанный Л. Бертраном, точно подметившим характерные отличия двух фехтовальных школ: итальянской (спортивной) и английской (армейской).

"Вы намного лучше, чем я".

"Магрини появился первым, легко запрыгнув на платформу под гром восторженных аплодисментов от публики, в которой были представлены все слои общества. Он был великолепен в черных атласных штанах до колен и шелковых чулках, салютуя направо и налево легкой и хрупкой серебристой саблей. В отличие от этой демонстрации портновского искусства, г-н Х поднялся на платформу, одетый в тяжелый канвас, защиту голеней и сетчатую маску, сжимая тяжелую, затупленную кавалерийскую саблю, больше похожий на глубоководного водолаза, чем на фехтовальщика. После команды "Начали!" Магрини быстро ощутил вкус своего превосходства. Двух или трех ослепительных финтов было достаточно для защиты от всего, после чего легким прикосновением лезвия к груди он "пустил первую кровь". Одновременно, г-н Х, который сделал лишь одну попытку парировать, оставил защиту и нанес сильный удар в голову. Плоскость его клинка крутанулась над маской Магрини, который получил мощный удар по спине. Возникла неловкая пауза, пока судья поединка не вернул всех к реальности командой "К бою!" Лицо Магрини, искаженное от боли, не показало недоумения. Что это за противник, который лишен инстинкта самосохранения? Полагая, что его первое впечатление от английского фехтования слишком плохое и слишком болезненное, чтобы быть правдой, Магрини вновь пошел в атаку. После пары запутывающих финтов он выполнил круговой рез легким прикосновением клинка. Г-н Х в очередной раз запутался, ударил, не целясь, и второй раз его клинок вытянулся по спине итальянца. После этого Магрини снял маску, протянул руку и, несмотря на явно сильную боль, сказал "Спасибо, сэр. Вы намного лучше, чем я".

Необходимые пояснения.

Как уже упоминалось выше, в описании поединка отлично показаны основные отличия двух школ - итальянской (спортивной), дававшей ее адептам возможность победить на соревнованиях по фехтованию, и английской (армейской), дававшей своим адептам возможность сохранить свою жизнь в бою. И их два.

1) Легкая фехтовальная сабля сеньора Магрини (до 600 г) позволяла быстро и эффективно финтовать (обманывать), запутывая противника и заставляя его открываться для истинного удара, но тяжелая сабля его противника (от 800 г) наносила гораздо более тяжелые (а следовательно и эффективные) удары.

2) Армейское фехтование не рекомендовало много финтовать, поскольку противник мог выполнить удар на опережение, что и продемонстрировал г-н Х увлекшемуся финтами сеньору Магрини в первый раз и рекомендовало в случае потери контроля за движением оружия противника атаковать, что и продемонстрировал г-н Х во второй раз.

В результате сеньор Магрини победил в спортивном состязании, но проиграл в бою.

[img]"[/img]

Рекомендации по фехтованию в бою в русской армии в XIX веке можно прочитать здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х