Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Какую тайну скрывают Этокские памятники?

Какую тайну скрывают Этокские памятники?

Какую тайну скрывают Этокские памятники?
История
zafe
Фото: Адыги.RU
12:18, 22 апрель 2020
256
0
Думал соединить его с предыдущим постом, решил сделать отдельно так как есть о чем рассказать. Как оказалось над памятником работало немало людей и немало о нем упоминали в своих статьях и книгах, разберем по пунктам. Шора Ногмов в книге "История адыхейского народа" и вот что он пишет "Памятник этот представляет молодого человека в шитой шапочке и в платье, похожем по покрою на нынешний бешмет с продольной строчкой. Застегнут он четырьмя четырехугольными застежками и подпоясан кожаным узким поясом, прошитым посередине ниже лифа, платье идет складками. Ноги не сделаны, но нижняя часть представляет столб с греческой надписью на передней стороне. В этой греческой надписи можно многое разобрать и, между прочим, упоминается имя Баксан, а в конце год, который показывает, что он воздвигнут в IV столетии"...
Какую тайну скрывают Этокские памятники?

Думал соединить его с предыдущим постом, решил сделать отдельно так как есть о чем рассказать.

Как оказалось над памятником работало немало людей и немало о нем упоминали в своих статьях и книгах, разберем по пунктам.

Шора Ногмов в книге "История адыхейского народа" и вот что он пишет "Памятник этот представляет молодого человека в шитой шапочке и в платье, похожем по покрою на нынешний бешмет с продольной строчкой. Застегнут он четырьмя четырехугольными застежками и подпоясан кожаным узким поясом, прошитым посередине ниже лифа, платье идет складками. Ноги не сделаны, но нижняя часть представляет столб с греческой надписью на передней стороне. В этой греческой надписи можно многое разобрать и, между прочим, упоминается имя Баксан, а в конце год, который показывает, что он воздвигнут в IV столетии".

Далее более широкое упоминание можно найти в книге Кафоева "Адыго- кабардино-черкесы и тайна этокского памятника". В ней он сопоставляет переводы сделанные Турчаниновым с легендой о князе Дауо и его сыне Баксане взятые из той же книги Шоры Ногмова и относит памятник к 375 году. (текст обзора большой, так что прикрепляю документ).

Кузнецов В.А. выпустил небольшой обзор "Дука-Бек или тайна древнего изваяния". К сожалению статьи в свободном плавании нет, но есть отрывки из его работы, в частности он пишет что памятник "неясного происхождение" и замечает что его следует датировать 16-17 веками отмечая при этом что "одежда война, форма шляпы, показывают параллели с кабардинским костюмом 16-17 вв".

Историк А.Асов выдвигал теорию что памятник поставлен антскому владетелю Божу, который был убит готами.

Соснина Екатерина в своей книге "Тайны и загадки Кавказа" также сделала немалый обзор относительно изваяния. Она возвращается к самым первым исследователям памятника, это Гюльденштетд И.А. и граф Ян Потоцкий. Гюлюденштетд воспроизвел руническую надпись и дал полное описание монумента, что повторил в своей книге Потоцкий.
Он сообщает что старый кабардинец по имени Шабаз показал ему монумент, граф подтвердил местное название памятника "Дука-Бек" и написал что это вооруженный мужчина в черкесском одеянии, высотой 14-15 фунтов с греческой надписью. "Абазины и черкесы - говорит он не имеют о нем никаких преданий". (На самом деле предания были, все те же книги Кафоева и Ногмова).

В 1850 было опубликовано письмо М.Токарева которые он отсылал кавказоведу Броссе, в нем он сделал краткое описание памятника и с комментария самого Броссе называет его "памятником Баксана, сына Дауда"

Было еще одно письмо которые было опубликовано ранее, письмо графа Н. Румянцева митрополиту Евгению Болховитинову от 1823 года. Так он пишет "Монумент состоит из одного гранитного камня вышиною в 8 футов и 8 дюймов. Очень грубо изображает человеческую фигуру с руками до самого пояса, а ниже пояса видна надпись. Она тем более интересна, что начертана на неизвестном языке буквами, составленными частью из греческих, а частью из славянских. После подписи высечены разные грубые фигуры. Одна изображает двух рыцарей. Лицо у статуи похоже не на монгольское, ибо нос длинен, и не на черкесское, будучи слишком кругло. Но что всего любопытнее и что может привести к разным заключениям, то это изображение маленького креста, находящееся на задней части воротника".

Также Соснина добавила в конце: "К концу 50-х годов XIX века сведения о Дука-беке проникли в Западную Европу, чем мы обязаны Флориану Жиллю, писавшему о том, что статуя «остаётся загадочной», и сообщавшему устные рассказы не названных им лиц, где говорилось о том, что в ущелье реки Кефар в 6 верстах от бывшего аула Сидова существует 300 подобных каменных фигур. Впоследствии Дука-беком заинтересовалось английское археологическое общество в Лондоне и предлагало за него весьма большую сумму. Но памятник оставался собственностью Пятигорска вплоть до 1881 года, когда изваяние было перевезено в Москву, в Государственный Исторический музей, где остается до сих пор.

Какому народу принадлежал Дука-бек, до сих пор остается неясным. В литературу Дука-бек вошел как памятник-надгробие знатному воину-кабардинцу. Начало этому представлению положили М. Броссе и Ш. Б. Ногмов. Такая интерпретация изваяния весьма вероятна — к этому времени данная территория уже была заселена кабардинцами и абазинами. Но кажется странным, что уже во время путешествий И. А. Гюльденштедта и Я. Потоцкого местные жители не могли найти объяснения статуе и «не имели никакого представления о её происхождении». Нет и каких-либо аналогий кабардинской материальной культуры.

Иконографический анализ изваяния не дает однозначного ответа на вопрос о её происхождении. Но, несомненно одно: в любом случае статуя Дука-бек уникальна и навсегда связана с историей Пятигорья, района Кавказских Минеральных Вод."
Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)