Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » БЬІТХА И БЙТХА или седьмое святилище

БЬІТХА И БЙТХА или седьмое святилище

БЬІТХА И БЙТХА или седьмое святилище
История
admin
Фото: Адыги.RU
14:10, 12 апрель 2020
1 117
0
Одним из важных вопросов сакральной географии абхазов, а возможно, и для краеведения Кубанского Причерноморья остаётся квалификация этнической принадлежности Бытхи (Бытх-ныха) - иногда называемой “седьмым святилищем” из числа великих Аныха абхазского народа. Если первые шесть мест, по единодушному мнению старейшин, занимают: Дыдрыпш-ныха, Лых-ныха, Лдзаа-ны-ха, Лашкендар-ныха, Псху-ныха/Инал-куба и Елыр-ныха, то, относительно седьмой святыни мнения посвящённых расходятся: некоторые полагают, что “сакральную семёрку” замыкает Бытха, иные же, что Лапрныха. О святилище Лапрныха (по имени горного духа «Лап», явившегося заблудившимся пастухам) известно, что располагалось оно высоко в горах в пред-альпинской зоне и представляло собой одиноко стоящую мощную старую ель, у подножия которой был жертвенник с дарами предмету культа. Три

БЬІТХА И БЙТХА или седьмое святилище

Одним из важных вопросов сакральной географии абхазов, а возможно, и для краеведения Кубанского Причерноморья остаётся квалификация этнической принадлежности Бытхи (Бытх-ныха) - иногда называемой “седьмым святилищем” из числа великих Аныха абхазского народа. Если первые шесть мест, по единодушному мнению старейшин, занимают: Дыдрыпш-ныха, Лых-ныха, Лдзаа-ны-ха, Лашкендар-ныха, Псху-ныха/Инал-куба и Елыр-ныха, то, относительно седьмой святыни мнения посвящённых расходятся: некоторые полагают, что “сакральную семёрку” замыкает Бытха, иные же, что Лапрныха. О святилище Лапрныха (по имени горного духа «Лап», явившегося заблудившимся пастухам) известно, что располагалось оно высоко в горах в пред-альпинской зоне и представляло собой одиноко стоящую мощную старую ель, у подножия которой был жертвенник с дарами предмету культа. Три рода поклонялись ему вместе - Бениа, Цымцба и Дбар. Поскольку путь вверх был труден и опасен (или дерево отжило свой век), они оставили Лап-рныху и перенесли с гор поклонение духу в более удобное для всех трёх родов место, а впоследствии и вовсе разнесли моление по домам - т.е. каждая семья стала устраивать его у себя по-отдельности (Барцыц, 2010). И здесь будет не лишним задаться вопросом: так ли уж случайно память народа называет чаще в качестве седьмого святилища не Лапрныха, а именно аныха холма Бытха (абх. Бытх-аныха, Бытв-ныха) на правобережье реки Мацеста (абх. Мцазтоу - “Ущелье, таящее огонь”; на военных картах оккупационной русской армии 1817-1864 этот гидроним фиксируется, как “Мызы”, “Мысы”, “Мысуа”). В прошлом веке при тов. Сталине на южном склоне горы Бытха построили санаторий им. Орджоникидзе и санаторий “Металлург”. Во времена тов. Брежнева на вершине Бытхи устроили злачное место - ресторанчик “Старая мельница” (в 1971-м году в нём пели французские армяне-репатрианты и солировал некто Жан-Пьер Папазян, с которым мне там довелось говорить еn francais). В 2000-м г. я переехал жить на Бытху и в течение последующих четырёх лет, часто прогуливаясь в сосновом лесу по тогда ещё незастроенным разноэтажными человейниками склонам, мог искать легендарную пещеру, скрывшую от колонизаторской армии “соколоподобную златоглазую Бытху - святыню убыхов”, о которой поведал своим читателям романист Баграт Шинкуба... и несколько лет спустя столкнулся с замечательной загадкой абхазоведения. Дело в том, что абхазская (садзская) Бытха - холм (выс. 301 м.), и убыхская Битха - местность от ручья Уч-Дере до реки Дагомыс - это два географически различных пункта, находящиеся один от другого на расстоянии 30 километров. В “Лоции Черного моря” (1851 г.) отмечалось, что Бытх — “горка, от которой выдается мыс Соча-Бытх”. К абхазским топонимам относит название “Бытха” лексиколог и тополог Г.З. Шакирбай. По его мнению, название холма восточнее р. Сочи в современном микрорайоне “Бытха” можно этимологизировать, как абх. Бытвхуа, где “Бытв” — родовая абхазская фамилия Бытвба, а “хуа” — “холм”, “гора” или — холм “Бытвбовых”. То есть, топонимически и антропо-нимически название холма Бытха связывается с абхазским родом Бытба/Бытвбуа/Бытхуа, в то время как название ручья Битха (западнее р. Сочи) связывается с адыгским родом Битхевых. При этом Г.З. Шакирбай отмечает, что этнически и лингвистически убыхи занимали промежуточное звено между абхазами и адыгами и говорили, как на родном, так и на абхазском и черкесском языках. Топоним и теоним Битха приобрёл особенную популярность, помимо убыхов, также и среди шапсугов, абадзехов, айбговцев, ахчипсуйцев и приморских садзов (халцисаа) в связи с состоявшимся 13 июня (по старому стилю) 1861 года в этом убыхском святилище (у р. Дагомыс) “Великим и свободным собранием” представителей названных горских общин (Чачхалиа, С. 222). Тогда же в июне 1861 г. в селении Сочипсе, на левом берегу реки Псахе (ныне гл. корпус санатория “Ставрополье”) были возведены мечеть, помещение суда и несколько кунацких для работы меджлиса (парламента) горских общин. Работу парламента (15 делегатов) возглавил Исмаил Баракай-ипа Дзиаш (Дзепш). В 1862-м году генерал Н.П. Колюбакин направил против меджлиса специальную карательную экспедицию в составе морского десанта, который сжёг мечеть и все помещения парламента горцев. Летом 1864-го население от р. Бзыбь до крепости Вардане (мекнеме У ар-дане) было царскими войсками частично истреблено, частично изгнано в Османскую Турцию, и разница в произнесении топонимов-теонимов “Битха” и “Бытха” стёрлась. Также одним из доказательств садзской/абхазской принадлежности Бытхи на Мацесте можно считать топографию и топонимику холма Аублаарных (выс. 146 м), известного каждому в городе Сочи под названием “Гора Батарейка”. Карты XIX — нач. XX в. и др. архивные материалы зафиксировали среди прочих топонимов побережья именно “гору Аублаарных” (абх. Гора-святилище Аублаа, см. Г. З. Шакирбай). “Батарейкой” эту горку в центре Сочи (ныне микрорайон над ул. Нагорная) солдаты оккупационной царской армии прозвали в честь обстреливавшей оттуда горцев артиллерийской батареи. И проф. Ш.Д. Инал-ипа называет среди святилищ садзов также Аублаа-рныха (святилище рода Аублаа) на территории г. Сочи. Кроме того, проф. Ш. Инал-ипа полагал, что Аублаа — это абхазская, в частности, садзская фамилия, и ссылался на устное предание старейшины из Анакопии (И. Афон) “Апсуаа зхылцыз Аублаа ипха лоуп” (“Абхазы произошли от женщины из рода Аублаа”). Возвращаясь к мацестинской Бытхе, отметим, что расстояние между высотами Аублаа (“гора Батарейка”) и Бытха превышает 3 километра, при том, что холм Аублаа-рныха находится на три км западнее. Высота Бытха, таким образом, расположена ближе к условному центру владений сад-зов ХѴІІІ-ХІХ вв. (Цандрыпш и Гьачрыпш). Именно эти обстоятельства дали историкам и литературоведам основания полагать, что писатель Баграт Шинку ба, создавая художественное произведение - роман “Последний из ушедших”, упустил, что убыхская Битха (р-н Дагомыс) и садзская Бытха (р-н Мацеста) - два разных топонима-теонима. Согласно поверью, апааимбар - посланник Анцьуа установил по всей Апсны семь аныха для поклонения Всевышнему, чтобы апсуаа никогда не забывали, кем им эта земля дарована (см. Рассказы абхазских старцев. Сочи, 2003. С. 3.) Для абхазов это аргумент, чтобы почитать святилище холма Бытха на правобережье р. Мцазтоу (Мацесты) седьмой из великих Аныха Абхазии.

Другие новости:

В чём состоит отличие выставочных произведений декоративно-прикладного искусства от изделий массового производства?

Признаки, говорящие о том, что мужчина к вам неравнодушен

Никогда бы не подумала, что форма груди влияет на сексуальный темперамент.

Как распространялся Ислам в Кабарде в 20 веке

Мятеж в Кабардино-Балкарской ССР в 1992 году.

Сражение возле Каракашкатау

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х