Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » О миграции бжедугов-хамышеевцев в древности и средневековье

О миграции бжедугов-хамышеевцев в древности и средневековье

О миграции бжедугов-хамышеевцев в древности и средневековье
История
admin
Фото: Адыги.RU
09:46, 31 март 2020
480
0
Не так давно тахтамукайцы отметили 270-летний юбилей своего аула. Действительно, если отсчитывать время с момента обоснования на этом месте поселенцев вслед за Тахтамруком в начале XVIII в., то возраст Тахтамукай къуадже составит около 270-300 лет. Вместе с тем, по данным известного адыгского ученого Н.Г. Ловпаче и кубанского археолога Н.В. Анфимова, обнаружены следы пребывания на территории Тахтамукай къуадже адыгского этноса, относящиеся к середине I тысячелетия до н.э. Историк Н.Г.Ловпаче следующим образом освещает полную драматизма историю расселения бжедугов-хамышеевцев в древности и средневековье...
О миграции бжедугов-хамышеевцев в древности и средневековье

Не так давно тахтамукайцы отметили 270-летний юбилей своего аула. Действительно, если отсчитывать время с момента обоснования на этом месте поселенцев вслед за Тахтамруком в начале XVIII в., то возраст Тахтамукай къуадже составит около 270-300 лет. Вместе с тем, по данным известного адыгского ученого Н.Г. Ловпаче и кубанского археолога Н.В. Анфимова, обнаружены следы пребывания на территории Тахтамукай къуадже адыгского этноса, относящиеся к середине I тысячелетия до н.э. Историк Н.Г.Ловпаче следующим образом освещает полную драматизма историю расселения бжедугов-хамышеевцев в древности и средневековье.

В 1984-1985 гг. были опубликованы материалы по изучению Тахтамукайского могильника пе вых веков н.э. Весьма интересно, что в самом основании нижнего горизонта культурного сл< археологами был обнаружен материал раннемеотского времени V1-V вв. до н.э. Несколько поза древнее адыго-меотское население оставило надпойменную террасу Пшиза и переселилось i "Тахтамукай ч1ыгу" с южной стороны котловины, ныне заполненной водохранилищем.

В V в. н.э., когда Зихское государство под руководством потомков Стахенмафа (царствовавш го во II в. н.э. и посаженного на престол римским императором) расширяло свою территорию будущем Малом Шапсуге, часть керкетов, расположившихся вокруг г.Ерим (Цэмэз-кале, ньн Новороссийск) и торетов вокруг Пагры была вытеснена из Причерноморья и перешла в Закубаш на территорию племени фатов (фатеев).

[img]"[/img]

По данным Н.Г. Ловпаче, в V в. н.э. на берегах рр. Пшиш, Марта, Пчас, Псекупс, Чибий, Суг появляются племена, отличавшееся от фатов позднемеотского периода, но со всеми признакам адыгской культуры. Новые поселенцы, в отличие от фатов, не использовали солнцепоклоннич* ские городища-святилища, но в то же время применяли некоторые формы материальной культур причерноморских племен.

Нашествие аваров в Центральное Закубанье керкеты и тореты встретили вместе с фатами. П сведениям Ш. Ногмова, самое первое упоминание о роде Хамышей в эпоху средневековья относите к VI в., в связи с войной адыгов против аварского хана Байкана. Только Лавристан (Лауристан) X: мышейский смог организовать сопротивление этому нашествию тюркоязычных кочевников. Оч( видно, князю Лавристану пришлось опереться на зихов Причерноморья, поскольку они в те времен были более сплочены и организованы в единое государство, объединившее под эгидой зихов и быт ших соседей-ахеев, и прибрежную часть керкетов и торетов и даже абхазско-адыгских гениохов.

Н.Г. Ловпаче предполагает, что, возможно, Лавристан Хамышейский был в то время царем Зи хии, если представить керкетов будущими черченеевцами, а торетов — хамышеевцами. Именно н зихской территории в районе нынешнего Геленджика, который в то время именовался гаваны Пагры, легенда указывает белые камни, обозначавшие путь "Байканова коня". В процессе отраже ния аварского нашествия роды и общины перемешались, а племена и племенные союзы "переком пановались". Часть населения закубанских долин ушла в горы, а часть перешла Кавказский хребе и расположилась на его южных склонах и ущельях. По Ш. Ногмову, не позднее XI в. потомо: Инала — Идар, а также его дядя князь Эльжеруко и дед Эльжер окончательно оседают на р. Бзыб] на Черноморском побережье Кавказа. Небольшая же часть населения оставалась в равнинной час ти Закубанья, укрывшись в залесенных и заболоченных местах.

Здесь вновь следует обратиться к археологическим данным. По берегам р. Супе, на юго западном берегу Октябрьского водохранилища, на месте позднемеотского поселения первых векш н.э., обнаружены касожские поселения, датируемые концом XII в. Н.Г. Ловпаче считает, что на верняка это были "тахтамукайцы", укрывшиеся от аварского погрома в залесенной и более низменной части "Тэхъутэмрыкъо-ч1ыгу". Поселение, судя по археологическим находкам, существовало на р. Супе и до X в. Затем наблюдается некоторое ослабление жизнедеятельности (но не прекращение). Очевидно, часть жителей отселилась на древнюю террасу р. Пшиз, — место жизнь своих предков античной эпохи. Следы их пребывания здесь находят по огородам жителей современного Тахтамукая, расположенным по северным склонам террасы. Но с XIII в. тахтамукайская община вновь перебирается на южную сторону котловины, разделяющей плато террасы Пшиза и "Тэхъутэмрыкъо-ч1ыгу" Супса и х. Апостолиди. На поселении Супе обнаружено большое количество позднесредневекового материала. Кроме того, курганы, характерные именно для этого периода (XIII-XV вв.), разбросаны по всему южному берегу водохранилища. Видимо, уход с открытой террасы можно объяснить татаро-монгольским нашествием. Судя по всему, захватчики не раз беспокоили своими набегами закубанцев, особенно в летне-осенние месяцы, во время обмеления Лабы, Пшиза и Шхагуаше (Белая). Из этого общества "Тэхъутэмрыкъо-ч1ыгу" на р. Супе и мог переселиться Тахтамруко еще до возвращения основной массы хамышеевцев с юга.

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х