Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Эволюция идей Мурата Ягана: от устной традиции к логосу

Эволюция идей Мурата Ягана: от устной традиции к логосу

Эволюция идей Мурата Ягана: от устной традиции к логосу
История
zafe
Фото: Адыги.RU
09:46, 31 март 2020
261
0
К биографии мудреца Мурат Яган родился в абхазо-абазинской семье знатного происхождения в области Ачхара Северного Кавказа в 1915, затем иммигрировал в Турцию с родителями. Его детство проходит в Стамбуле в атмосфере становления режима Кемаля Ататюрка и его националистической идеологии. Дед Мурата был одним из видных руководителей черкесских общин в Турции. После провозглашения Турецкой Республики в 1923 отец Мурата работает в парламенте Турции, однако подает в отставку в 1926 в знак протеста против официальной компании, направленной на ассимиляцию национальных меньшинств, включая черкесов. Мать Мурата была турчанкой, из аристократической исламской семьи. В своих интервью Мурат описывает ее как набожную мусульманку. Яган рос в традиционной среде, в окружении родственников и знакомых, которые принадлежали к различным культурным
Эволюция идей Мурата Ягана: от устной традиции к логосу

К биографии мудреца Мурат Яган родился в абхазо-абазинской семье знатного происхождения в области Ачхара Северного Кавказа в 1915, затем иммигрировал в Турцию с родителями. Его детство проходит в Стамбуле в атмосфере становления режима Кемаля Ататюрка и его националистической идеологии. Дед Мурата был одним из видных руководителей черкесских общин в Турции. После провозглашения Турецкой Республики в 1923 отец Мурата работает в парламенте Турции, однако подает в отставку в 1926 в знак протеста против официальной компании, направленной на ассимиляцию национальных меньшинств, включая черкесов. Мать Мурата была турчанкой, из аристократической исламской семьи. В своих интервью Мурат описывает ее как набожную мусульманку. Яган рос в традиционной среде, в окружении родственников и знакомых, которые принадлежали к различным культурным направлениям. Его семья сумела обеспечить ему как традиционное воспитание в духе адыгагъэ и апсуара, так и современное западное образование.

Поиск духовной субстанции Будучи разочарован ортодоксальным исламом, Мурат Яган начинает свой духовный поиск, еще будучи студентом-медиком. По настоянию своей матери он знакомится с суфизмом, в частности, с орденом Бекташи. Именно от суфиев он впервые слышит о влиянии Хабзэ на суфизм. По ряду причин в возрасте 40 лет Мурат вместе со своей семьей иммигрирует в Канаду. Пытаясь адаптироваться в западном обществе, он активно посещает христианские церковные институты и обнаруживает, что они “находятся в полном несогласии друг с другом”. В этот период он начинает участвовать в деятельности суфийских общин Канады и США. Интерес к суфизму в Северной Америке был в то время еще в зачаточном состоянии, и суфийские мастера часто приезжали из Турции, посещая своих учеников и последователей. Часто Мурат Яган выступает здесь переводчиком духовных бесед, в ходе которых близко познакомится с шейхом Сулейманом Деде - главой ордена Мевлеви, который был согласен с заявлениями Мурата о необходимости “очищения суфизма от шелухи исламской ортодоксии”. В 1978 г. С.Деде предлагает Мурату Ягану возглавить канадский суфийский орден Мевлеви. Однако вместо того, чтобы стать суфийским шейхом, Яган начинает развивать свою собственную практическую философию — “Этос Благородных” или Уорк Хабзэ. В течение своего развития в качестве духовного лидера он заново пересматривает значение суфизма, ислама и христианства для самого себя.

Этот процесс пересмотра прошлого в контексте иммиграции приводят Мурата Ягана к духовной трансформации, в ходе которой все большее значение начинает играть его собственная культурная традиция, корнями уходящая к Кавказу.

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х