Конфликт России и Кабарды
Отправной точкой длительного конфликта между кабардинской знатью и российским правительством стало учреждение в 1793 г. в Большой и Малой Кабардах, по распоряжению Екатерины II, Родового расправочного суда («Родовые суды и расправы»). В Большой Кабарде два Родовых суда и две Родовых расправы; в Малой Кабарде – один Родовой суд и одна Родовая расправа. Над ними стоял «Верхний пограничный суд» в Моздоке, в ведение которого переданы все наиболее важные дела политического и уголовного характера. Одновременно было запрещено кабардинцам «отлучаться за границы России без дозволения главного воинского начальника в крае». Запрещалось «созывать общественные собрания без особого на то повеления и распоряжения родовых судов и расправ», что стало началом конца кабардинских политических институтов2.
Учреждение системы Родовых судов и расправ позволяло контролировать внутреннюю жизнь кабардинского общества, которое, как отмечает Т.Х. Алоев, оказалось перед выбором: отказаться от своих обычаев и норм социального регулирования или сохранить самобытность, переселившись в Закубанье3.
В 1794 и 1795 годах произошли два восстания с требованием ликвидации родовых судов. Интересно, что действиями восставших руководили два офицера русской службы – подполковник Исмаил Атажукин и подполковник Атажуко Хамурзин. Душой движения сопротивления был Адиль-Гирей Атажукин, родной брат И. Атажукина.
А.-Г. Атажукин возглавил движение в 1799 г., когда предстояли выборы судей на очередной трехлетний срок. Он обратился к народу с призывом бойкотировать выборы и восстановить шариат. Под угрозой со стороны трех батальонов пехоты, кабардинское собрание на Баксане было вынуждено разойтись, а А.-Г. Атажукин вместе с пятью муллами удалился за Кубань.
Источник