Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Ходили ли поляки с саблями на немецкие танки в 1939 году?

Ходили ли поляки с саблями на немецкие танки в 1939 году?

Ходили ли поляки с саблями на немецкие танки в 1939 году?
История
zafe
Фото: Адыги.RU
12:13, 24 май 2020
930
0
Предисловие. 1 сентября 1939 года на исходе дня несколько эскадронов польского 18-го Померанского уланского полка, совершая обходной маневр, у деревни Кроянты наткнулся на батальон отдыхающих солдат немецкого 76-го пехотного полка, входившего в 20-ю моторизованную дивизию, и атаковал их. Неожиданная атака произвела должный эффект - немецкие солдаты в панике бросились бежать к ближайшему лесу. Но воспользоваться плодами победы поляки не успели: к месту боя подошли немецкие бронемашины, которые своим огнем вывели из строя почти половину атаковавших кавалеристов (около 100 человек из 250). Однако самое обычное боестолкновение времен маневренной войны было превращено в один из самых нелепых мифов о том, как польские кавалеристы с саблями и пиками в руках атаковали танки вермахта...
Ходили ли поляки с саблями на немецкие танки в 1939 году?

Предисловие.

1 сентября 1939 года на исходе дня несколько эскадронов польского 18-го Померанского уланского полка, совершая обходной маневр, у деревни Кроянты наткнулся на батальон отдыхающих солдат немецкого 76-го пехотного полка, входившего в 20-ю моторизованную дивизию, и атаковал их. Неожиданная атака произвела должный эффект - немецкие солдаты в панике бросились бежать к ближайшему лесу. Но воспользоваться плодами победы поляки не успели: к месту боя подошли немецкие бронемашины, которые своим огнем вывели из строя почти половину атаковавших кавалеристов (около 100 человек из 250). Однако самое обычное боестолкновение времен маневренной войны было превращено в один из самых нелепых мифов о том, как польские кавалеристы с саблями и пиками в руках атаковали танки вермахта.

С саблей на танки: немецкая версия.

Именно немцев следует считать отцами-основателями этого мифа. И обычно в первые ряды выдвигают Г. Гудериана, написавшего в своих "Воспоминаниях солдата" слова, ставшие широко известными уже в наше время: "польская поморская кавалерийская бригада из-за незнания конструктивных данных и способов действий наших танков атаковала их с холодным оружием и понесла чудовищные потери". Однако миф создал не знаменитый танковый генерал, который опубликовал свои мемуары только в 1950 году. Все основные "камни" в его здание были заложены практически сразу после этого боя, когда у деревни появились итальянские и немецкие журналисты, прикомандированные к немецким частям для освещения победоносного продвижения вермахта. Именно они решили, что польские кавалеристы атаковали именно в конном строю, именно с холодным оружием и именно немецкие танки. Эта версия была изложена в журнале "Вермахт" (Die Wehrmacht). В частности, уже 13 сентября 1939 года в статье "Так сражаются наши танки" (So kämpfen unsere Panzer), писалось: "Насколько поляки недооценили боевую мощь нашего современного оружия, было особенно заметно в первые дни войны. Ложная пропаганда убедила польских солдат, что наши бронемашины всего лишь отличные макеты. Это привело к гротескной атаке полка польских улан на несколько наших танков. Можно представить себе разрушительные последствия этой атаки". Отметился и немецкий приключенческий журнал "Мальчуган" (Der Pimpf), издаваемый организацией Юнгфольк (Deutsches Jungvolk) для мальчиков младшей возрастной группы гитлерюгенда (илл. 2). Однако этим все не ограничилось: в 1940 и 1941 годах немцы сняли два пропагандистских фильма, в которых тема этой "гротескной атаки" также была отражена ("Кампания в Польше" и "Боевая эскадрилья Лютцов"). Цели, которых стремились достичь нацистские пропагандисты, были вполне понятны: требовалось представить поляков недочеловеками, не только не имеющими современного оружия, но и неспособными отличить стальные танки от деревянных моделей.

С саблей на танки: польская версия.

Миф довольно быстро облетел в Европу и попал в Польшу, оскорбив лучшие чувства поляков, только что захваченных вермахтом с одной стороны и Красной армией с другой. Впрочем, они не придумали ничего лучше того, чтобы постараться изменить миф, расставив акценты в других местах. Попытка рубить немецкие танки саблями была представлена не только как героический акт, но и как акт вполне успешный. Именно об этом рассказывают два батальных полотна польского художника Ежи Коссака (1886-1955), нарисованные им, если судить по дате, поставленной на картинах, "по горячим следам" события - в 1939 году (илл. 1 и 3). Однако на этом поляки не остановились и попытки модификации мифа продолжились уже позже: мотив героического боя польских улан с немецкими танками нашел свое место в фильме "Лётна" (поль. Lotna - "Летучая", так звали красивую белую лошадь, которую хозяин одной усадьбы подарил командиру эскадрона улан в начале войны), снятом известнейший польским режиссером Анджеем Вайдой в 1959 году. В ходе боя уланы погибают, но сам фильм вполне достигает своей пропагандистской цели. Как писалось в одной из французских рецензий на картину, "Лётна" никоим образом не исторический фильм, но скорее более романтическая мечта с высоким символическим содержанием. Рассматривая её с этой точки зрения, работа Вайды принимает другие значения и, в конечном счете, выявляет отличие двух разных миров: один — польского народа, который воплощает романтический идеал типичный для XIX века, другой — нацистской многотонный грузовик, с танками и современными технологиями, сметающий всё на своем пути. Это история разрушения древнего мира новым порядком, который навязывает себя силой размеры немецких танков по сравнению с реально воевавшими в польской кампании моделями" (илл. 4 и 5).

Вместо эпилога: "показала себя умелым и ловким противником".

Если забыть об этих усилиях пропагандистов, то следует отметить, что польская кавалерия даже за недолгий срок польской кампании, успела произвести впечатление на отвыкших от вида несущегося на тебя кавалериста с пикой или саблей в руках немцев. Тот же Г. Гудериан в своих "Воспоминаниях" пишет: "командир 2-й мотодивизии доложил после полуночи, что он был вынужден отступить под натиском польской кавалерии. Услышав это, я сначала потерял дар речи, затем, взяв себя в руки, спросил командира дивизии, слышал ли он когда-нибудь, чтобы померанская пехота бегала от кавалерии противника. Он ответил отрицательно и заверил меня. что удержит свои позиции. На следующее утро я решил все же съездить в эту дивизию. Прибыв туда в 5 час., я увидел, что штаб дивизии все еще чувствует себя до некоторой степени беспомощно". Вполне уважительно говорят о действиях польской кавалерии и журналы боевых действий немецких дивизий. Так, в журнале 4-й танковой дивизии указано: "Усиленная кавалерия показала себя умелым и ловким противником, отлично использующим естественные препятствия (реки и лес)", а в журнале 10-й танковой бригады отмечено: "в боях в лесах и населенных пунктах поляки оказались весьма умелым противником. Особенно это может быть отнесено к Поморской кавалерийской бригаде".

О том, как украинцы придумывают себе героическую историю, вы можете прочитать здесь.

О том, как чеченцы создают себе новую историю, вы можете прочитать здесь.

[img]"[/img]

Мы продолжим публикации статей об оружии, тактике боя и военных эпизодах разных стран и разных веков. Подписывайтесь на канал читайте, делитесь, комментируйте и задавайте вопросы!

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)