Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » "Джигитка" - танец-поединок и другие боевые танцы на Кавказе в XIX веке (свидетельства очевидцев)

"Джигитка" - танец-поединок и другие боевые танцы на Кавказе в XIX веке (свидетельства очевидцев)

"Джигитка" - танец-поединок и другие боевые танцы на Кавказе в XIX веке (свидетельства очевидцев)
История
zafe
Фото: Адыги.RU
12:13, 24 май 2020
713
0
Предисловие. Сегодня танец с кинжалами в руках является одной из визитных карточек Кавказа. Чаще всего его называют "лезгинкой" и нередко танцуют с оружием. При этом "авторские права" на этот танец заявляют практически все кавказские народы (мотивируя это тем, что "лезгинка" это слово, придуманное для танца русскими). Однако изучение источников, оставленных как русскими офицерами, так и многочисленными путешественниками и исследователями, позволяют говорить о том, что в XIX веке танцы с оружием не только имели другое название, но и носили вполне четкие "племенные" указатели...
"Джигитка" - танец-поединок и другие боевые танцы на Кавказе в XIX веке (свидетельства очевидцев)

Предисловие.

Сегодня танец с кинжалами в руках является одной из визитных карточек Кавказа. Чаще всего его называют "лезгинкой" и нередко танцуют с оружием. При этом "авторские права" на этот танец заявляют практически все кавказские народы (мотивируя это тем, что "лезгинка" это слово, придуманное для танца русскими). Однако изучение источников, оставленных как русскими офицерами, так и многочисленными путешественниками и исследователями, позволяют говорить о том, что в XIX веке танцы с оружием не только имели другое название, но и носили вполне четкие "племенные" указатели.

Лезгинка.

В первую очередь, следует сказать, что собственно "лезгинка" в подавляющем большинстве источников описывается как танец без оружия. Мужчина мог танцевать ее с оружием (кинжалом или шашкой), но оружие, как правило, находилось в ножнах. Впрочем, это не мешало им во время движений копировать боевые приемы. Так, А.Н. Муравьев, говоря о празднике, на котором он присутствовал, пишет: "но уже вооруженные Черкесы с гиками плясали шумную лезгинку, то махая длинными рукавами и закрывая ими лице, как бы прицеливаясь из ружья, то пускаясь по русски в присядку, и беснуясь по мере того, как умножались вокруг них вопли и биение ладош" Муравьев А.Н. Грузия и Армения. Часть I. СПб. 1848). Следует, однако, добавить, что генерал-лейтенант П.И. Аверьянов, вспоминая жизнь Тифлисского кадетского училищ в конце 1870-х годов, отмечает, что на после парадного обеда, данного кадетам в посаде "Коджоры", летней резиденции высшей Кавказской власти и Окружного Штаба, расположенной недалеко от Тифлиса, казаками и участниками обеда танцевалась т.н. "наурская" лезгинка, которая танцевалась с кинжалами ("Танцевали разные виды "лезгинки", в том числе и "Наурской" с кинжалами" (Воспоминания генерал-лейтенанта П.И. Аверьянова // Новый часовой № 19-20, 2011).

"Чеченский танец".

Танцы с обнаженным оружием исполнялись только одними мужчинами, были довольно сложны и имели специальные названия. О них, в частности, упоминает Е. Клеткова в своих записках "По рудной Осетии": "Наконец следовали воинственные танцы, исполняемые с кинжалами одними мужчинами: “чеченский танец” и “тамарский танец”. Музыка первого напоминает наш трепак, причем два кинжала, ударяемых друг о друга то поверх, то под поднятой ногой, заменяют ладоши. Кроме того, кинжалы крестом складываются на земле, и в каждом из образовавшихся четырех углов танцор выделывает труднейшие фигуры ногами на подогнутых внутрь пальцах, ежеминутно рискуя обрезаться. Засим кинжалы втыкаются в землю и вокруг них обводится то одной, то другой ногой. Наконец танцор берете их в руки и, приставив один острием к ключице, а второй под мышку, начинает скакать и кружиться, все ускоряя темп. Особым мастерством считается проделывать все это на подогнутых внутрь носках, для чего скидываются чувяки, и танцор остается в одних мягких шерстяных чулках" (Клеткова Е. По рудной Осетии / Исторический вестник, № 11. 1913). Любопытно, что один из присутствовавших при этом танце следил, чтобы танцорам хватало места, очевидно, хорошо понимая опасность танцев с оружием: "Когда зрители, образующие круг, слишком уж его стесняли, то один из присутствовавших схватывал палку и самым бесцеремонным образом прохаживался ею по ногам первого ряда, который в таком случае быстро отступал назад, освобождая место танцующим" (Клеткова Е. По рудной Осетии / Исторический вестник, № 11. 1913). П. Пржецлавский упоминает о похожем танце в Дагестане, который он видел сам и который, очевидно, бытовал в этом регионе в первой половине XIX века. При этом он отмечает, что танцевали его особо искусные танцоры: "Особенно искусные, привилегированные танцоры, выступая в круг по вызову, снимают сапоги и усердно отплясывают босиком, под мотив протяжной лезгинки, то в присядку, то на вывороченных внутрь носках, перекидывая с руки в руку под коленями два обнаженные кинжала, и держа в зубах клинок шашки" (Пржецлавский П. Дагестан, его нравы и обычаи / Вестник Европы, Том 3. 1867).

"Джигитка" или "травля".

Однако самый интересный, да и самый опасный танец описывает Н. Дубровин в первом томе "Истории войны и владычества русских на Кавказе". Этот танец бытовал у абазин и практиковался, в частности, на .н. Празднике первого цветка ("маныч-чекан"): "мужчины танцевали джигитку (здесь и далее выделено Н. Дубровиным - ИО) - танец, в котором один из участников платил жизнию или серьезною раною. В танце этом главнейшую роль играли кинжал, винтовка и руки; ноги же тут дело второстепенное. Друзья или люди не враждебные друг другу никогда не танцевали джигитки, но всегда принимали в ней участие лица, желающие отплатить старую обиду или похвастать удалью и молодечеством. Не было в горах такого зрелища, которое бы собирало столько любопытных, сколько собирало на арену известие о начале джигитки или, лучше сказать, травли. Два соперника или танцора, положив руки на кинжалы и закрыв голову башлыком, отмеривали между собою двенадцать шагов расстояния. Под такт протяжной песни зрителей, танцующие, притоптывая и приседая, сходились между собою. Едва только оставался между ними один шаг расстояния, как песня зрителей ускорялась, и борцы, притопнув, с гиком делали три крутых поворота, стремительно обнажив кинжалы. Здесь удар мог быть нанесен только в шею или спину; а так как плясуны делали повороты в одно и то же мгновение, часто с одинаковым искусством владея оружием, то первая половина джигитки кончалась или ничем, или легкою царапиною. За тем зрители очищали арену, чертили на земле большой круг, в который вводили, с завязанными глазами, плясунов, вооруженных винтовками, а сами, под мерный напев той же песни, ложились за камни. В этом случае иногда встречались чрезвычайно забавные сцены. Противники, обязанные бить ногами такт песни, преследовали друг друга, стараясь по топоту и шороху угадать место один другого. Иногда они сталкивались и, при громком смехе зрителей, падали. Тогда каждый из них спешил подняться и уйти, чтобы не попасть под дуло винтовки, и снова попадал под ноги противника. "Но бывают и такие случаи, которые кончаются для обоих плясунов последним пируэтом смерти. Бывали примеры, что пляшущие в одно и то же мгновение сходились, уставя в припор винтовки, и падали, обагренные кровью" (Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. 1. Кн. 2, 1871). Кавычки в конце цитаты показывают, что Н. Дубровин взял это описание из какого-то другого источника, но установить первоисточник пока не удалось. Не удалось также установить, откуда Н. Дубровин взял и название танца - "джигитка" и "травля".

[img]"[/img]

О фехтовании шашкой на Кавказе в н. XIX века можно прочитать здесь.

О технике боя кавказским кинжалом в н. XIX века можно прочитать здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)