Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » На древней керамике адыги изображали созвездия

На древней керамике адыги изображали созвездия

На древней керамике адыги изображали созвездия
История
zafe
Фото: Адыги.RU
12:13, 24 май 2020
712
0
В эпоху средневековья числовая система адыгов отчетливо просматривается на керамике и металле (в основном на цветном). Ярче это проявляется на Тахтамукайском городище №1 V-VI вв. Керамические миски с внутренним радиальным лощением числом радиальных лучей охватывают все наиболее популярные варианты числовой символики. Как и в меотской керамике, чаще числовая система адыгов средневековья демонстрируется на горловинах узкогорлых сосудов типа кувшинов, кринок, гочэсов, кубышек (калиркэбов) в виде желобков и валиков...
На древней керамике адыги изображали созвездия

В эпоху средневековья числовая система адыгов отчетливо просматривается на керамике и металле (в основном на цветном). Ярче это проявляется на Тахтамукайском городище №1 V-VI вв. Керамические миски с внутренним радиальным лощением числом радиальных лучей охватывают все наиболее популярные варианты числовой символики. Как и в меотской керамике, чаще числовая система адыгов средневековья демонстрируется на горловинах узкогорлых сосудов типа кувшинов, кринок, гочэсов, кубышек (калиркэбов) в виде желобков и валиков.

Керамика, как самый массовый археологический материал показывает три активных всплеска использования числовой символики древних и средневековых северокавказцев западного фланга: энеолит горцев нынешнего Майкопского района Адыгеи и продолжающий их традиции период ранней бронзы новосвободненской культуры; древнемеотский период (нартский) начала эпохи раннего железа; период самого раннего средневековья.

Вот об этих трех периодах есть смысл сказать подробнее.

По числовой символике протомайкопцев эпохи энеолита наиболее информативным памятником является Майкопский пытапэж. Здесь добыто наибольшее количество накольчато-жемчужной керамики, на основе которой можно судить об использовании числовой системы.

По материалу 2009-2011 гг. сосуды значительных размеров украшались по плечикам чаще всего т.н. жемчужным орнаментом из пяти рядов. Но имеются фрагменты с одним рядом, с четырьмя, шестью. По результатам раскопок 2014-2015 гг. больше обнаружено фрагментированных сосудов с четырьмя и тремя рядами «жемчужин», но найдены также фрагменты с одним, двумя, пятью и даже с 9-ю рядами. Последний фрагмент, по которому реконструирован профиль сосуда, не ограничивается 9-ю рядами. Возможно, их было 12. Интересный пример являет фрагмент горшка, венчик которого украшал изнутри круг из строенных «жемчужин». Реконструкция этого сосуда дала 14 тройных «жемчужин». Это можно расценить как удвоенную семерку. На поселении Ме-шоко тоже была популярна орнаментация из пяти рядов «жемчужин».

В связи с этим вспоминается замечание грузинского просветителя и историка Леонтия Мровели, возмущавшегося тем, что Александр Македонский в IV в. до н.э. навязал грузинам пресловутый культ пятерицы звезд. Вполне вероятно, что пять рядов «жемчужин» отражают факт поклонения созвездию из пяти звезд в пантеоне древних жителей Адыгеи.

Анализируя археологические материалы, часто приходится обращаться к этнографии аборигенов Северо-Западного Кавказа. Так, в адыгском фольклоре сохранилось поверье о том, что созвездие «Жъогъозэшибл» (Большая медведица) символизировало культ плодородия и изобилия. И называли его адыги «созвездием семи братьев» по числу видимых звезд. Семерка - наиболее устойчивое и почитаемое число у адыгов во все времена. У протомайкопцев эпохи энеолита это число пока не выделено, но приведенный пример с удвоенной семеркой тройных «жемчужин» говорит о его значимости.

Роль числа семь как символа плодородия-изобилия убедительно утверждается петроглифами Уруштена и Малой Лабы, появившимися еще в эпоху мезолита. Там же зафиксировано довольно частое изображение созвездий. (Телец, Овен, Треугольник, Лебедь, Касиопея, Дельфин, Пегас). Очевидно, эти изображения выполняли не только путеводную функцию, но были еще культовыми символами наподобие «Жъогъозэшибл». По этнографическим данным у западных адыгов символом плодородия-изобилия служила ветка боярышника с семью сучьями. Это совпадает с иероглифом хаттского бога растительного мира Телепинуса (Дерево с семью ветками) и хеттского божества - зерно Хаяма.

Другие новости:

Семь вопросов, которые так и хочется задать на первом свидании

В активном поиске: 5 признаков голодной женщины

Павел Раков: вся правда о любви и успешных отношениях

Мишель Мерсье – секреты укрощения от неукротимой Анжелики

Как стать магнитом для мужчин

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)