Сказочные маски горских народов

Сказочные маски горских народов
История
admin
Фото: Адыги.RU
12:08, 23 март 2020
169
0
Об игровой традиции и исполнителях роли ажэгъафэ, их импровизационном таланте, исследователь истории театра, драматург А.Т. Шортанов пишет: «... эти мастера сами делали маски козла и все необходимые аксессуары. Маска с большими рогами делалась из войлока. Борода козла изготовлялась из камышового пыжа, большей частью окрашенного в желтый цвет. Одеянием служил овчинный тулуп, который выворачивался наизнанку и надевался, или шкура козла, с застежкой, перевязкой наверху, которая свободно набрасывалась на плечи. На ажагафе навешивались вырезанные из дерева разные фигурки животных, зверей и птиц, а позже - деревянные кинжалы, сабли и др.»...
Сказочные маски горских народов

Об игровой традиции и исполнителях роли ажэгъафэ, их импровизационном таланте, исследователь истории театра, драматург А.Т. Шортанов пишет: «... эти мастера сами делали маски козла и все необходимые аксессуары. Маска с большими рогами делалась из войлока. Борода козла изготовлялась из камышового пыжа, большей частью окрашенного в желтый цвет. Одеянием служил овчинный тулуп, который выворачивался наизнанку и надевался, или шкура козла, с застежкой, перевязкой наверху, которая свободно набрасывалась на плечи. На ажагафе навешивались вырезанные из дерева разные фигурки животных, зверей и птиц, а позже - деревянные кинжалы, сабли и др.».


Маска ажэгъафэ делалась из войлока с большими (войлочными же) рогами. Девушки загодя изготовляли для него эту маску и одеяние. Ажыгъафэ выступали вооружёнными деревянным оружием (мечи, кинжалы или пистолеты) и войлочной нагайкой. Их шутки и пантомимы всегда находили отклик среди участников празднества. Ажыгъафэ не были профессионалами. Каждый весёлый, ловкий и остроумный человек мог выступить в роли затейника-импровизатора.

[img]"[/img]


«Ниспровержение устоев и правил будничной жизни - главная функция ряженых, - отмечает исследователь Б. Бгажноков, - они отпускали скабрезные шутки в адрес девушек, высмеивали помпезных юношей из высшего сословия, помогали джегуако (от слова джэгун – играть; народный поэт, певец, церемониймейстер) вымогать у них деньги, обвиняя в скупости и предрекая в забавной, уничижающей форме всевозможные беды».


[img]"[/img]


Это был неотъемлемый персонаж любого адыгского торжества: свадьбы, праздника повязывания младенца в люльку, празднования первого шага ребенка или момент подвязывания копченого сыра. Ажыгъафэ не просто один из главных действующих лиц празднества, его персона неприкосновенна. Человек, который осмеливался нелицеприятно отозваться о нем или повздорить с ним, получал общественное порицание. Более того, он рисковал стать неприглашенным на следующее мероприятие. Функции ажэгъафэ не ограничивались лишь тем, что он веселил народ. На своем собственном примере он показывал то, чего делать не стоило.

[img]"[/img]


Деревянным оружием арсенал скомороха не ограничивался, очень часто ажыгъафэ привязывал в надлежащем месте деревянное изображения фаллоса (напомним, что наш персонаж символизирует плодородие и производительную мощь природы). Смеховая культура адыгов изобилует фаллическими элементами и играми. Так, джегуако Куйнеш Джанчатов имел в своем игровом арсенале деревянный образец известной формы, больших размеров. Для подобных имитаций использовалась также бычья трахея. Кульминацией являлся момент внезапной демонстрации и смехового «устрашения» благочестивой женской публики, которая со смешанным чувством страха, стыда и смеха разбегалась в разные стороны.

[img]"[/img]


Однако главными обрядами с участием ажэгъафэ были обряды земледельческого цикла: праздник возвращения пахарей, умилостивление богини вод Псыхъогуащэ, «смерть и воскрешение».
Рассмотрением главных обрядов с участием ажэгъафэ - шута в обрядовой маске козла, мы и займемся в ближайшее время.

[img]"[/img]

На фото: вариации сохранившихся масок ажэгъафэ

ПОЧЕМУ АДЫГИ НЕ СТРОИЛИ КРЕПОСТЕЙ?

Сообщения генуэзцев о черкессах

Русское завоевание Черкессии

Пути проникновения дольменной культуры на Кавказ.

"Нечего опасаться". Оценка русской армии японцами перед началом войны 1904 - 1905 годов.

3 техники, чтобы преодолеть сексуальные барьеры.

Несколько причин, почему богатым мужчинам нравятся худые женщины, а бедным мужчинам - полные дамы

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


Загрузка...
х