Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Как русская армия завершила войну на Кавказе?

Как русская армия завершила войну на Кавказе?

Как русская армия завершила войну на Кавказе?
История
zafe
Фото: Адыги.RU
12:13, 24 май 2020
753
0
Покончив с Восточным Кавказом, царское правительство приступило к завоеванию Западного. В 1860 г. для этой цели были стянуты за Кубань освободившиеся с левого фланга войска в количестве 70 батальонов пехоты, 20 казачьих полков, дивизиона драгун и ста орудий. Силы, как видим, внушительные! Но не без волнения приступала помещичья Россия к выполнению заключительных действий на Кавказе. Достаточно прочесть записки Скорятина, чтобы в этом убедиться. Он пророчил, что убыхи (именно убыхи) окажут нечеловеческое сопротивление и, возможно, что у них появится второй Шамиль...

Как русская армия завершила войну на Кавказе?

Покончив с Восточным Кавказом, царское правительство приступило к завоеванию Западного. В 1860 г. для этой цели были стянуты за Кубань освободившиеся с левого фланга войска в количестве 70 батальонов пехоты, 20 казачьих полков, дивизиона драгун и ста орудий. Силы, как видим, внушительные! Но не без волнения приступала помещичья Россия к выполнению заключительных действий на Кавказе. Достаточно прочесть записки Скорятина, чтобы в этом убедиться. Он пророчил, что убыхи (именно убыхи) окажут нечеловеческое сопротивление и, возможно, что у них появится второй Шамиль.

Да и сам кавказский наместник князь Барятинский, приступая к окончательному завоеванию Западного Кавказа, писал военному министру Сухозанету: «Осталось еще воинственное и многочисленное население шапсугов и убыхов, доселе никогда не подчинявшееся никакому владычеству, не испытавшее никогда ужасов войны, чуждое всяких уз гражданского благоустройства. С этими-то племенами еще остается нам справиться, чтобы довершить окончательно покорение Кавказа, и здесь мы должны ожидать главное затруднение именно от совершенного отсутствия между ними не только власти общественной, но даже и отдельных личностей, которые могли бы преобладающим значением сколько-нибудь связывать массу рассеянного народа и увлечь ее к единодушному признанию русского господства».

У страха глаза велики, - поэтому считали силы независимых горцев до 200 тыс. человек, когда они такими силами уже не обладали. Барятинский писал военному министру: «Все, что я с своей стороны могу сделать в пользу нашего морского положения, заключается лишь в умножении числа азовских лодок и в устройстве морских станций Константиновской и Сухумской, которые и будут достроены в будущем году». Александр II утвердил намеченный Барятинским план военных действий.

Почуяв неблагоприятную для горцев обстановку, убыхская и асадзуаская племенная знать тайно от широких масс своих племен вступила в Гаграх в новые переговоры с кутаисским генерал-губернатором кн. Эристовым (январь 1860 г.) В переговорах участвовало со стороны горской знати около 300 чел., в числе которых были Хаджи-Керендук Догомуко Берзек и Решид Геч. По словам Барятинского, «старшины эти, выслушав предложенные им условия покорности казались весьма довольными и обещали дать окончательный ответ через месяц».

[img]"[/img]

Здесь речь идет не об ответе самой знати, которые, как мы видим, были «весьма довольными», а об ответе народной массы, в добрых чувствах которой сомневались как генерал-губернатор, так и племенная знать. В главном же штабе Кавказской армии, где, кажется, продолжали еще близоруко рассматривать всех убыхов как единое целое с одними общими интересами выработали условия «покорности» убыхов.

Другие новости:

Ложная концепция "алано-осетинского" происхождения кавказского эпоса "Нарты".

Управление эмоциями: как взять злость и страх под контроль.

Свидания с иностранцами.

5 признаков женской красоты, привлекающих мужчин на уровне подсознания

Шепелеву нашли замену в шоу «На самом деле»

От чего следует отказаться в период беременности

Почему черкесам не разрешали торговать и что еще им было запрещенно?

Дефицита продовольственных товаров в Кабардино-Балкарии не предвидится

Эти условия состояли из следующих пунктов:
1) убыхи на Ал-Коране присягают на подданство царскому правительству;
2) убыхи выдают дезертиров и пленных солдат и не поддерживают горцев, продолжающих борьбу против царской России;
3) убыхи подчиняются назначенному царским правительством начальнику;
4) убыхи, под присмотром этого начальника, организовывают у себя «народный суд»;
5) убыхи обязуются не препятствовать созданию укреплений, дорог и просек на территории Убыхии.

[img]"[/img]

А «в знак особенного благоволения к покоряющимся племенам правительство, со своей стороны, обещает им»:
а) свободное исповедание ислама, б) свободные поездки в Мекку и Турцию, а также и переселение туда,
в) отправление суда по адатам, за исключением дел об «измене» и «бунтарстве», которые будут рассматриваться в правительственных военных судах, г) утверждение права собственности на землю, ими занимаемую,
д) разрешение морской торговли в некоторых пунктах, где будут созданы карантиннотаможенные заставы с факториями; при этом за каждое нападение на служащих будут материально отвечать по правилу круговой поруки.

Как только свободные общинники Убыхии и Асадзуа узнали о переговорах своей племенной знати с Эристовым, они сразу заволновались. Они в лицо назвали Хаджи-Керендука и других подкупленными предателями. Они возмущались наглостью племенной знати, посмевшей вступить в переговоры от имени всего народа, в то время как народ не считал их выразителями своих интересов. Они заявили Хаджи-Керендуку «торжественно, что он обещался русским, в случае неуспеха покорения убыхов мирным путем, покорить их силою, и потому им любопытно будет видеть ту силу, через которую он покорит все убыхское племя русским».

[img]"[/img]

Предательская политика Берзеков еще более возмутила вагышей, когда в это самое время было получено из Стамбула письмо от находившегося там убыхского дипломата Измаил-бея Баракай-ипа Дзепша, который писал, что Англией и Турцией готовится новая война против России, и призывал соплеменников не капитулировать : хотя бы до наступления теплых дней. Хаджи-Керендуку, кажется, удалось избежать крупных неприятностей, но лишь после того, когда он сумел оправдаться, что своими переговорами он оттянул время наступательных действий царских войск.

Асадзуаский народ даже напал с оружием в руках на дом Решида Геч и ранил нескольких из партии своей знати.

В результате возмущения свободных общинников, племенная знать убыхов и асадзуа побоялась отправиться на вторичное свидание с кутаисским генерал-губернатором. От имени этой знати был послан лишь парламентер Кучук-Хаджи-Мехмед Берзек (числившийся прапорщиком, племянник Хаджи-Керендука). Этот парламентер хотя и разболтал о происшедших в горах событиях, но для поддержания достоинства своего дяди сказал, что тот болен, «да и дороги испорчены снегопадом, поэтому он не мог явиться лично».

О сильном волнении вагышей сообщали, кроме Кучук-Хаджи-Мехмеда, и другие. Сомех Абич (из асадзуаской знати) указывал что «все народонаселение за Адлером в волнении». То же подтвердил Якуб Цанбай и шпион, посланный в Убыхию начальником войск в Абхазии. Шпион между прочим сообщил, что в ответ на предательство куашха широкие массы убыхов решили оказывать царским войскам самое упорное сопротивление.

[img]"[/img]

В результате капитуляционной политики, которую вели куашха, их влияние в убыхском обществе резко пало. Авторитет самого Хаджи-Керендука настолько оказался подорванным, что он не находит другого выхода, кроме переселения с семьею на постоянное жительство в Турцию (что все-таки не было выполнено).

Широкие массы убыхского народа еще больше увеличивают свое участие в борьбе горцев Западного Кавказа. В феврале были снаряжены до 25 кочерм для морского десанта горцев между Гаграми и Пицундой, что чрезвычайно взволновало командование Кавказской армией, которое в ответ на это усилило свои морские силы у берегов Абхазии.

Кроме того, 17 апреля начальник войск в Абхазии, генерал-майор Карганов с моря бомбардировал убыхские и асадзуаские берега. Особенно пострадало общество Арт. Особой задачей этой бомбардировки было истребление горских кочерм. Карганов подстрелил одну кочерму у общества Арт, другую — у Хосты, третью в Лоо, а четвертую — у Сюепсе сумел захватить в свои руки. У Лоо же заодно был сожжен на берегу базар. Жертвы горцев остались неизвестными, а отряд Карганова имел одного убитого и одного раненого.

В это же время разосланные убыхами агенты возбуждали абдзахов на возобновление борьбы. В начале июня 1860 г. убыхи помогают шапсугам и натхуаджам в бою на р. Шебш.

[img]"[/img]

13 июля партия убыхов и асадзуа (будто бы около 1000 чел.) напала из засады на команду, вышедшую из укрепления Гагры на заготовку дров. Горцы, дав залп, бросились с трех сторон в шашки. В результате боя горцы оставляли на месте 2 трупа, а всего имели потерь, по сомнительные данным,— около 40 чел. убитыми и ранеными, в том числе 6 раненых «князей» (куашха). Гагринский гарнизон потерял убитыми одного и ранеными 19 чел.

Перед этим же сражением убыхи совместно с асадзуа (псхувцы и др.) во главе с бежавшим абхазским амыста Кизилбеком Маршан совершили набег на Верхнюю Цебельду. Таким образом, не случайно кутаисский генерал-губернатор писал Барятинскому от 19 марта 1860 г., что «горцы имели частые сборы и, подстрекаемые тайными агентами, притон которых есть земля убыхов, употребляют все усилия к подавлению преданной нам партии».

В августе предпринимается крупная карательная экспедиция против Псху. Убыхи и асадзуаские общества активно помогают обороне псхувцев, чем вызывают против своих селений особый артиллерийский погром с моря. Карганов, руководивший псхувской экспедицией, послал корабли с капитаном Греве для обстрела побережья Убыхии и Асадзуа. Во время этого 6-дневного обстрела снова особенно пострадало общество Арт. Это был беспрепятственный погром мирного населения.

Носились в это время слухи о готовящемся нападении убыхов на Гагры или Пицунду, и кавказское начальство принимало предохранительные меры, но нападение не было произведено.

По утвержденному Александром II плану военных действий в 1861 г., войска Кавказской армии опять-таки должны были, продвигаясь на северном склоне хребта, ограничиться на побережье лишь наблюдением с моря и борьбою с горско-турецкой торговлей.

Началось с того, что прибыли из Турции капитан турецкой службы убых Исмел, шапсуг Хасcан-эфенди и с ними один англичанин. Эти лица обратились с воззванием к убыхам, шапсугам, натхуаджам и абдзахам, в котором было сказано, что авторы этого воззвания имеют письменные полномочия от английского, французского и турецкого правительств. Правительства этих государств обещают покровительствовать горцам в борьбе за независимость и обещают оружием заставить царскую Россию признать независимость территории горцев. Все это было обещано в том случае, если горцы в свою очередь будут стойко продолжать свою борьбу и для этой цели объединятся в единый крепкий союз. К этому же тайно возбуждал убыхов и номинальный владетель Абхазии князь М. Шервашидзе.

Давно у горцев Западного Кавказа делались попытки организации союза племен. Еще в 1841 г. был подписан «дефтер» межплеменного объединения, но он не был проведен в жизнь из-за племенных противоречий. Позже Магомет-Эмину удалось сколотить временный союз, но он распался в результате классовых противоречий и той же межплеменной розни. Теперь, в 1861 г., объединение независимых горских племен было осуществлено. Инициатива исходила из среды убыхов. 13 июня на Сочи состоялось народное собрание убыхов, совместно с представителями абдзахов и шапсугов. Это собрание провозгласило союз трех упомянутых племен.

Вот что рассказывает об этом очень важном событии письмо убыхских старшин английской королеве:
«В 17 день зихильджа 1277 г. все черкесы были приглашены на совет и единогласно решили учредить чрезвычайный союз и не отставать от него с тем, чтобы сохранить порядок внутренний, а отступающих от союза наказывать. В черкесском владении учрежден меджлис из 15-ти членов и умных людей. Этому меджлису дано звание великого и свободного заседания. По повелению же меджлиса учреждено в нашем крае 12 округов, в каждом округе определены: мухта и кади, а также и мухтарь (старшина), под названием запти. Они должны исполнять повеления меджлиса и действовать а заодно с Великим заседанием. Во владениях же черкесских от каждых 100 домов взять по пяти всадников и по одному запти, чтобы они исполняли предписание окружного мегкеме, по сбору доходов и распределению податей» (перевод старый).

15 членов меджлиса были избраны по 5 чел. от каждого племени.

Таким образом, независимая горская территория объединялась под властью «великого и свободного собрания», составлявшего собою коллегию равного числа представителей каждого племени. Это, как будто, говорит за то, что перед нами обычный племенной союз. Но само племя (скажем, убыхское или шапсугское) к этому времени уже не жило компактной массой на определенной территории, убыхи были перемешаны с шапсугами, натхуаджами и асадзуа, а шапсуги — с натхуаджами. В XIX в. эти племена имели скорее территориальный, а не кровнородственный характер. Вводимое в жизнь внутреннее административное деление целиком основывалось на территориальном принципе: 12 округов с последующим делением каждого на меньшие единицы по 100 домов. Округ и сотня домов не могли быть родами и фратриями ирокезского или раннегреческого типа. Не род, а сельская община являлась господствующей организацией убыхского общества. Родственники жили рассеянно, между не только чужеродцами, но часто и чужеплеменниками. Таким образом, вводимая в 1861 г. организация была построена на территориальных началах. Но это одна из характернейших черт не племенного союза, а более высокой организации — государства.

Учреждение меджлиса, окружных мегкеме, должности сотенных запти, — словом, специального аппарата управления, опиравшегося на зародышевое постоянное войско («по пяти всадников» от сотни домов) — мыслилось как «учреждение публичной власти», что является второй отличительной чертой всякого государства. Цитированный выше документ говорит о «сборе доходов и распределении податей».

Если прежние союзы племен Западного Кавказа являлись делом рук рядовых общинников и связанного с ними мусульманского духовенства, то этого нельзя сказать о меджлисе — в нем главенствующее положение заняли куашха (Берзеки); если раньше племенные союзы организовывались и действовали против воли и во вред племенной знати, то теперь эта знать в лице своих крупнейших представителей, явилась пламенной поборницей идеи объединения горцев под властью меджлиса Это качественное различие племенных союзов 1841 г. и периода Магомет-Эмина, с одной стороны, и горского объединения 1861 г. — с другой, является основной причиной, которая склоняет нас рассматривать события 1861 г. как становления государства на Западном Кавказе. В середине XIX в. не вагыши с муллами являлись самым могущественным и экономически господствующим классом Убыхии, а именно куашха, в интересах которых и было задумано учреждение меджлиса.

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)