Древняя числовая система и символика адыгов
По материалам ученого из Адыгеии Ловпаче Н.Г. была реконструирована числовая система древних адыгов. Ловпаче занимаясь реконструкциями древних керамических сосудов и прорисовкой различных археологических артефактов, я заметил многократное повторение некоторых одних и тех же чисел в различном декоративном выражении. Как представляется, в большинстве своем они отражают культовую символику.
Самым древним материалом с территории исторической Адыгеи, в котором замечается числовая система, является керамическая посуда эпохи энеолита (пятое-четвертое тысячелетие до н.э.), выделенная в культуру керамики «накольчато-жемчужного орнамента». Такой декор выполнялся технически очень сложным образом. Выпуклины на внешней поверхности плечика сосуда получались от продавливания «палочкой» стенки сосуда (возможно, стерженьки в форме) не насквозь по-сырому.
В керамике майкопской культуры ранней бронзы (конец 4-го - 1-я половина 3-го тысячелетия до н.э.) меняется техника исполнения выпуклин, но символико-числовая система остается. Следует обратить внимание на цедилки с круговой решеткой в дне сосуда, появившиеся в керамике «накольча-то-жемчужного орнамента». Подобные сосуды для получения сыра продолжают обнаруживаться в последующие эпохи истории на территории Северо-Западного Кавказа.
В майкопской культуре числово-символическая система выражается еще на бронзовых изделиях (топорах, трехзубых вилках, наконечниках копий, кинжалах и др.).
Замечаются числа в различном выражении на керамике и бронзе доль-менной археологической культуры средне-бронзового периода 2-й половины 3-го, 1-й половины 2-го тысячелетия до н.э.
Поздне-бронзовый период (2-я половина 2-го, начало 1-го тысячелетия до н.э.) здесь изучен слабее, но все же Красногвардейское поселение, могильник Кочипэ в Майкопе, Гурийское поселение, Ленинхабльский могильник, Майкопский пытапэж, Нечерезийское поселение, Чишхо возле Тауйхабля дают достаточно орнаментированного керамического материала, насыщенного числами. Бурно развивается числовая символика на керамике и металле древ-немеотского периода (VIII-VI вв. до н.э.). Наиболее показательны в этом плане материалы низкогорных (предгорных) могильников. Кочипэ в Майкопе и Фарсовские в ст. Новосвободной, а также памятники равнинной Адыгеи - Псе-купский и могильник Пшиш на южном берегу Кубанского водохранилища.
В другом декоративном выражении, но продолжая ту же систему, числовая символика фигурирует на керамике всех периодов меотской культуры. В античную эпоху вновь появляются цедилки с центричной композицией отверстий в дне сосуда.
Другие новости:
Минимализм – стиль, который нравится женщинам зрелого возраста
Копии известных брендов: сколько стоят и как выглядят
Как из нас делают чудаков
«Я буду жить». Завершилась работа над фильмом о Герое Советского Союза Хусене Андрухаеве
Россиян призвали полюбить заменяющих их мигрантов
Яркое не надевать, короткое избегать, кроссовки для молодых - что отказываются носить российские женщины после 50
Источник