Меотская и средневековая керамике передала тайны адыгов
Больше всего фрагментов протомайкопских сосудов, орнаментированных «жемчужинами», изображаются в три и четыре ряда. Видимо, в то время эти числа выражали веру в их счастливое содержание, или они были культовыми символами. Тройка у адыгов всегда была священным числом. Гостю полагалось задерживаться на три дня. Круглый обеденный столик «1анэхъурай» имел три ножки. Бронзовые вилки новосвободненской культуры были трехзубые.
Меотские и средневековые «гочэсы» (керамические сосуды) адыгов, также хеттские подобные емкости были трехручными. В современной мировой символике число «три» олицетворяет психологическое равновесие. В хетт-ской иероглифике изображение треугольника символизировало благо, добро. Возможно, это идет из глубокой энеолитической древности и связано с созвездием «Треугольник». Неслучайно поэтому и христианская троица.
Число четыре «многозвучно». Это и четыре времени года, и четыре стороны света, и четыре конечности у большинства живых существ, и четыре опоры у мебели, и четыре угла у дома, и т.д. Форму квадрата из четырех звезд имеет созвездие Большой квадрат Пегаса. Возможно, с этим созвездием или с прямоугольником созвездия «Стожары» связано число четыре.
Число пять более определенно связывается с созвездием, но с какой пя-терицей звезд - вопрос. Для Александра Македонского более логично предположить созвездие «Малого льва», потому что соединение пяти звезд дает форму наконечника стрелы. Для протомайкопцев, может быть, ближе было созвездие «Касиопея», расположение звезд которого ассоциируется с движением змеи, зигзагом или волной. То и другое достойно возвеличивания. Первое вызывает мысли о мудрости, второе (зигзаг) о молнии, огне.
Шесть рядов «жемчужин» это удвоенная тройка. Двенадцать воображаемых рядов «жемчужин» символизируют двенадцать месяцев года по солнечному календарю.
Среди Уруштеновских камней с петроглифами имеется зуброподобный мегалит, на горбу которого высверлен и выгравирован такого рода календарь с 24-мя лунками по кругу и 12-ю радиусами. В дальнейшем ближайшие к протомайкопцам новосвободненцы майкопского времени ранней бронзы вначале упростили технику исполнения «жемчужин», а затем стали исполнять ряды колоскового штампа на керамике и металле.
Надо заметить, что основная функция «жемчужно-накольчатого» орнамента на керамике протомайкопцев - символ плодородия, связанный со скотоводством и заимствованный у свиньи. Это животное, как видно из археологии Северо-Западного Кавказа, было доместицировано вторым после собаки и отличается плодовитостью. Поэтому вымя свиноматки по форме и по конструкции послужило объектом подражания для символа плодородия.
Другие новости:
Семь вопросов, которые так и хочется задать на первом свидании
В активном поиске: 5 признаков голодной женщины
Павел Раков: вся правда о любви и успешных отношениях
Мишель Мерсье – секреты укрощения от неукротимой Анжелики
Как стать магнитом для мужчин
Источник