Тайные символы древней керамики адыгов
Но техника исполнения накольчато-жемчужного орнамента новосвободненцам показалась слишком сложной. Поэтому они перенесли продавливание выпуклин изнутри на наружную поверхность сосуда, заменив процесс штампованием. К тому же, используя опыт хозяйствования поздних урукцев Месопотамии, они стали больше заниматься земледелием на основе ячменя и, возможно, проса.
Результат таких изменений отразился в гончарстве. На плечиках керамических сосудов новосвободненские гончары штамповали колосковые ряды декора вместо «жемчужин». Но числовая система продолжается прежняя энеолитическая; чаще всего орнаментальные фризы из трех и четырех рядов. Но есть и одиночные ряды, двойные, пятирядные, шестирядные. Наблюдается восьмерка, семерка, двенадцать, десятка. Популярны были крестообразные композиции.
Колосковый орнамент новосвободненцев отражен и на бронзовых предметах, как и жемчужеообразные выпуклины. В других памятниках майкопской культуры керамических орнаментированных сосудов мало, а бронзовых предметов еще меньше. Но можно назвать немногие случаи. Так, в погребении «охотника» Псекупсского могильника было найдено семь кремневых наконечников стрел. В погребении №150 этого могильника было семь предметов. На Псекупсском поселении №1 найдены керамические кубки с 14-ю и 20-ю каннелюрами. На поселении Чишхо попались фрагментированные сосуды с 12-ю и 18-ю гравированными лучами, а также амфоры с семью центробежными лучами.
На Серегинском поселении откопана миска с внутренней крестообразной композицией из веток с семью и четырнадцатью линейными листьями.
Следующим периодом, когда на керамике и металле активно употреблялась система счета, оказался древнемеотский VIII-VI вв. до н.э.
Обычно декор представлял собой фриз на венчике ковша из ритмично расположенных мотивов: решетчатых трапеций и треугольников, концентрических углов, косых крестов, щеток, косых и прямых лесенок из горизонтальных штрихов, волновых рядов, зигзагов, пучков радиальных лучей и т.д. На тулове ковша, как правило, помещались три, чаще зооморфных стилизованных мотива или же какие-то иероглифы.
На корчагах, чашах и мисках (редких), на ручках, на плечиках по кресту налепливались пластинчатые мотивы - глазчатые, пуговичные, рожковидные, солнцевидные выпуклины.
Так, фриз ковша из Псекупсского могильника составлен из 13 щеток с лапками, что может символизировать лунный календарь. На другом ковше из того же памятника венчик украшает фриз из восьми косых лесенок. На третьем ковше видим семь двойных косых крестов, чередующихся с семью лесенками. Четвертый ковш украшен по венчику рядом из девяти лесенок (утроенная тройка), а по корпусу - шестью полусолнцами из двенадцати радиальных лучиков.
На ковшах из могильника Тыгэкочипэ в Майкопе чаще на венчиках фигурирует семерка из двойных зигзаговых углов, двойных волн, щеток с пятью и шестью «ворсинками», треугольников с пятью штрихами, концентрических углов, четырех зигзаговых рядов с тремя двойными углами. На ковшах из Тыгэкочипэ были популярны фризы на венчиках из девяти угловых щеток и заштрихованных в сетку треугольников, тринадцать наклонных щеток с четырьмя штрихами, шесть пучков из семи радиальных лучей, восемь треугольников, заштрихованных пятью штрихами.
Другие новости:
Семь вопросов, которые так и хочется задать на первом свидании
В активном поиске: 5 признаков голодной женщины
Павел Раков: вся правда о любви и успешных отношениях
Мишель Мерсье – секреты укрощения от неукротимой Анжелики
Как стать магнитом для мужчин
Источник