АЖЭГЪАФЭ: древняя маска у черкесов

АЖЭГЪАФЭ: древняя маска у черкесов
История
zafe
Фото: Адыги.RU
19:03, 20 март 2020
33
0
Мы уже выяснили, что образ ажэгъафэ очень древний, и что это животное (козел) у адыгов считалось священным. Он символизировал плодородие. Ученые считают, что, рассматривая этот персонаж, мы имеем дело с адыгским шаманизмом. Дело в том, что данный образ (ряженый в рогатой маске козла) имеет многие мифологические параллели в мировой культуре. Так, например, интерес представляют наскальные рисунки из «Пещеры трех братьев» (фр. Trois-Frères) на юго-западе Франции, известной образцами доисторического искусства. Данные пещерные рисунки выполнены около 16000-13000 лет до н. э. В одной из полостей пещеры, которая считается «святилищем», находится большое панно с крупными изображениями, а над ним широко известное изображение «рогатого бога» или «колдуна», сочетающее гравировку и раскраску. На рисунке изображен человек в маске с оленьими
АЖЭГЪАФЭ: древняя маска у черкесов

Мы уже выяснили, что образ ажэгъафэ очень древний, и что это животное (козел) у адыгов считалось священным. Он символизировал плодородие. Ученые считают, что, рассматривая этот персонаж, мы имеем дело с адыгским шаманизмом.
Дело в том, что данный образ (ряженый в рогатой маске козла) имеет многие мифологические параллели в мировой культуре.
Так, например, интерес представляют наскальные рисунки из «Пещеры трех братьев» (фр. Trois-Frères) на юго-западе Франции, известной образцами доисторического искусства. Данные пещерные рисунки выполнены около 16000-13000 лет до н. э. В одной из полостей пещеры, которая считается «святилищем», находится большое панно с крупными изображениями, а над ним широко известное изображение «рогатого бога» или «колдуна», сочетающее гравировку и раскраску. На рисунке изображен человек в маске с оленьими рогами, хвостом и четко обозначенным фаллосом. Здесь же представлены рисунки людей, одетых в козлиные шкуры, голова которых увенчана маской козла. Напрашивается очевидная параллель с ажэгъафэ (ажагафа), с адыгским воплощением производительной мощи земли, который в поздней традиции воспринимался как шут, которому позволены всяческие вольности, иногда довольно скабрезного характера.
Ажагафа буквально переводится как «танцующий козел» или «танец козла», что наводит на мысль об аналогии с карнавальными шествиями бога Диониса, который принимал и облик козла. Одним из его прозвищ было «Козленок». В Афинах и в арголидском городе Гермигоне существовал культ Диониса, «носящего шкуру черного козла».
Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми мимического характера, которые возникли у многих народов на ранней ступени развития и сохранялись на протяжении веков. Культ бога творческих сил природы Диониса, которого часто изображали в виде быка или козла, был богат мимическими элементами.
Адыги делегировали маске ажагафа функции, схожие с функциями древнегреческого бога: он символизировал плодородие, средствами его выражения были пантомима, танцы, мимика, звукоподражание птицам, зверям и животным. «Кульминационным пунктом его действий является смерть и воскрешение. Каждый исполнитель роли ажагафы должен мастерски провести именно эту сцену. В смерти и воскрешении ажагафы отразились древнейшие представления адыгов об умирающем и воскресающем божестве, символика умирающей (зимы) и воскрешающей (весны) природы. Наблюдается соответствие функциональных обязанностей ажагафы и Диониса, спутниками которого были сатиры, составлявшие «козлиный» хор. Карнавальная и страстная ипостаси бога плодородия, мимические игры, танцы и песни подтверждают схожесть приемов. Говоря об элементах драмы и об особой роли запевалы дифирамба, знаток античности Ф.Ф. Зелинский пишет, что «участники хора стали наряжаться сатирами, - так назывались лесные духи, веселые товарищи Диониса; так как они представлялись полулюдьми-полукозлами, то их песнь называлась «песнью козлов», tragó-día (от tragos - «козел»).
Подводя итог, следует сделать вывод о том, что наблюдаются типологические параллели истоков обрядности у древнегреческого и древнеадыгского народов. Об общих чертах генезиса могут свидетельствовать наличие в обрядовой культуре адыгов образа-персонажа ажагафа, схожего по функциям и поведенческому строю с представителями свиты древнегреческого бога Диониса.

Управление эмоциями: как взять злость и страх под контроль.

Черкесы являются самой крупной и влиятельной диаспорой Турции

Черкес полковник - Исмаил Хакки Беркок Жерешти

Что же напутал посол России в Турции о депортации черкесов и Кавказской войне?

Почему черкесы покинули Родину?

О судебной системе у черкесов

Настоящий компромисс: что делать, если у второй половинки.

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


Загрузка...
х