Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Новости » Интервью » Мария Паатова: «Надо формировать у ребенка понимание личного благополучия»

Мария Паатова: «Надо формировать у ребенка понимание личного благополучия»

Мария Паатова: «Надо формировать у ребенка понимание личного благополучия»
Интервью
zafe
Фото: Адыги.RU
10:18, 28 февраль 2020
86
0
Разработанная ею концепция по работе с девиантными подростками в учреждениях закрытого типа больше десяти лет с успехом используется на практике и дает положительные результаты. Как детям, преступившим черту закона, не вернуться после реабилитации в спецучреждениях к криминальному прошлому, в интервью «СА» рассказала доктор педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и туризма Адыгейского госуниверситета Мария Паатова.
Мария Паатова: «Надо формировать у ребенка понимание личного благополучия»
Разработанная ею концепция по работе с девиантными подростками в учреждениях закрытого типа больше десяти лет с успехом используется на практике и дает положительные результаты. Как детям, преступившим черту закона, не вернуться после реабилитации в спецучреждениях к криминальному прошлому, в интервью «СА» рассказала доктор педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и туризма Адыгейского госуниверситета Мария Паатова.

— Мария Эдуардовна, расскажите о своих научных исследованиях. Насколько они актуальны в работе с трудными подростками?
— В процессе исследований, которые ведутся мной с 2003 года, разработана и апробирована концепция формирования социально-личностной жизнеспособности девиантных подростков в спец­учреждениях закрытого типа. В такие учреждения на срок от одного до трех лет направляются дети с 11 до 18 лет, которые в несовершеннолетнем возрасте оказались за гранью закона. Говоря о реабилитации трудных детей, до моего исследования никто не ставил целью формирование такого важного личностного качества, как жизнеспособность. Это готовность подростка не только к профессиональному или личностному, но и в целом к жизненному самоопределению, к проявлению социально-личностной жизнеспособности после выхода из специализированного учреждения.
— Кто выступил в качестве экспериментальной группы в ваших исследованиях?
— Педагогический эксперимент начался в 2007 году на базе Майкопского специального учебно-воспитательного учреждения для детей закрытого типа, которое располагается в селе Новосевастопольском Красногвардейского района Адыгеи. Там проходят реабилитацию мальчики, большинство из которых были пойманы на воровстве. Мы предложили спецучилищу организовать учебный и воспитательный процессы так, чтобы у детей формировался личностный ресурс, который в дальнейшем поможет им противостоять факторам повторной преступности. Например, педагоги «проигрывают» с детьми реабилитационно-воспитательные ситуации, взятые из жизни, с которыми ребенок сталкивался не раз.

При работе с детьми необходим гендерный подход. Те методы, которые работают с мальчиками, с девочками малоэффективны

Одна из таких: «Ты очень голоден. Пришел в магазин, но денег на еду не хватает. Что будешь делать: украдешь, попросишь у близких или людей, которые тебя окружают?». Главная идея концепции — формирование у ребенка понимания личного благополучия, что оно не может идти вразрез с законом и общественной моралью. Конечно, подросток с большим асоциальным прошлым способен схитрить и дать ответ, который ждут взрослые. Однако, как показывает практика, опытный педагог способен правильно понять ребенка и помочь ему найти оптимальный выход из сложившейся ситуации.
Эксперимент дал положительные результаты, но, прежде чем в 2012 году внедрить концепцию в работу, все сотрудники Майкопского спецучреждения: воспитатели, учителя-предметники, социальные педагоги и психологи — прошли курсы повышения квалификации.
Всего в эксперименте приняли участие больше 500 подростков. Кроме Майкопского спец­училища участвовали учреждения закрытого типа Тульской, Свердловской и Калининградской областей. В стране же всего двадцать спец­учреждений подобного рода, из них семнадцать для мальчиков и три для девочек.
— Одинаковые ли педагогические приемы используются в работе с девиантными мальчиками и девочками?
— Безусловно, необходим гендерный подход. Те методы, которые работают с мальчиками, с девочками, в силу их повышенной эмоциональности, особенностей развития и еще ряда гендерных признаков, не действуют. Как правило, к одиннадцати годам девочки уже искушены в сферах социальных рисков. Еще Макаренко писал, что девочек, ступивших на асоциальный путь, реабилитировать практически невозможно. У меня есть опыт организации семинара для сотрудников женского Куртамышского спецучреждения Курганской области. В рамках семинара мы с воспитателями разбирали такую ситуацию, когда дежурная по комнате не вымыла пол. Но на вопрос воспитателя, почему она этого не сделала, стала, нервничая, утверждать, что пол она мыла. Как вести себя в этой ситуации воспитателю? Ответ — взять тряпку и помыть пол самостоятельно, со словами примерно такого содержания: «даже если вдруг произошло недоразумение, и ты действительно вымыла пол, а я тебя прошу сделать это повторно, что здесь такого? Это наша женская обязанность». Таким образом показать на собственном примере, что здесь нет ничего зазорного. У мальчиков такие ситуации — редкость, они умеют подчиняться. С детьми же, воспитываемыми в нормальных семьях, зачастую наоборот — с мальчиками чаще возникают проблемы, особенно в пубертатный период, девочки более дисциплинированные.
— Какие результаты от использования вашей концепции в работе с девиантными детьми в Майкопском спецучилище?
— В процессе реализации концепции мы получили пролонгированные результаты постинтернатной адаптации воспитанников — уровень рецидивной преступности с 2015 года снизился с 18 до 2%. Конечно же, это комплексная работа всего учреждения. Большое счастье, что руководство открыто к инновациям и спецучреждение выступило как экспериментальная база.
— У девиантного поведения есть и обратная сторона медали — гениальность. Какого подхода требуют талантливые дети?
— Существует треугольник российского образования. К нему относятся дети, выходящие за рамки принятой нормы. Кроме детей, находящихся в конфликте с законом, сюда можно включить детей с ограниченными возможностями здоровья и одаренных. Остро стоит вопрос психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. Учитывая, что суицид в этой группе на 20% превышает показатели среди детей-инвалидов и правонарушителей, вопрос создания благоприятных условий социализации именно талантливых детей актуален и открыт.
Нужно отметить, что в нашей республике создаются уникальные условия по работе с одаренными детьми. Это и многолетний опыт Республиканской естественно-математической школы, и недавно открывшийся Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Полярис-Адыгея», созданный по модели сочинского Образовательного центра «Сириус».
— Над чем работаете сейчас?
— Колоссальный опыт и знания, полученные в процессе изучения жизнеспособности подростков с девиантным поведением, использую для своего нового исследования, связанного с детьми, поведение которых не отклоняется от нормы. Творческий коллектив Института психологии Российской академии наук, в составе которого работаю, выиграл грант на исследования социально-психологических ресурсов жизнеспособности человека в условиях неопределенности. В рамках гранта сейчас работаю над технологией формирования жизнеспособности детей и подростков, обучающихся в различных типах и видах образовательных организаций. Источник: Газета Советская Адыгея
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


Загрузка...
х