Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » "Московские кафиры": венгр-мусульманин о Петре I и европейских армиях (1732 год)

"Московские кафиры": венгр-мусульманин о Петре I и европейских армиях (1732 год)

"Московские кафиры": венгр-мусульманин о Петре I и европейских армиях (1732 год)
История
admin
Фото: Адыги.RU
03:43, 21 февраль 2020
455
0
В 1732 году была увидела свет уникальный трактат "Усул ал-хикам фи низам ал-умам" ("Основы мудрости в устройстве народов"), значительная часть которого была посвящена анализу успехов европейских армий в борьбе с османской экспансией, которые были достигнуты в XVII веке. Последней вехой среди них стал разгром турецкой армии в сражении у реки Тиса 11 сентября 1697 года (битва при Зенте), в ходе которого 50.000 армия принца Савойского разгромила 80.000 армию султана Мустафы. При этом погибло около 30.000 турок при ничтожных потерях со стороны европейцев (около 450 человек). Уникален и автор этого трактата - Ибрагим Мутеферрика, венгр из Трансильвании, принявший ислам, ставший дипломатом на службе турецкого султана и вошедший в историю как основатель первой типографии, печатавшей арабским шрифтом (мутеферрика - особо
"Московские кафиры": венгр-мусульманин о Петре I и европейских армиях (1732 год)

В 1732 году была увидела свет уникальный трактат "Усул ал-хикам фи низам ал-умам" ("Основы мудрости в устройстве народов"), значительная часть которого была посвящена анализу успехов европейских армий в борьбе с османской экспансией, которые были достигнуты в XVII веке. Последней вехой среди них стал разгром турецкой армии в сражении у реки Тиса 11 сентября 1697 года (битва при Зенте), в ходе которого 50.000 армия принца Савойского разгромила 80.000 армию султана Мустафы. При этом погибло около 30.000 турок при ничтожных потерях со стороны европейцев (около 450 человек). Уникален и автор этого трактата - Ибрагим Мутеферрика, венгр из Трансильвании, принявший ислам, ставший дипломатом на службе турецкого султана и вошедший в историю как основатель первой типографии, печатавшей арабским шрифтом (мутеферрика - особо привилегированная должность при дворе султана). Видя закат могущества Османской империи и являясь убежденным мусульманином, Ибрагим Мутеферрика в ходе многочисленных дипломатических командировок в столицы европейских государств внимательно изучал военное устройство и особенности тактики армий Европы.

О "кафирах" и причинах их побед.

Следует отметить, что автор трактата, отзываясь о "кафирах" весьма презрительно ("что касается кафиров, то по [своей] природе они боязливы и трусливы, тупы и медлительны"), вынужден не только признать их лучшую военную подготовку и тактику, но и советует принять ее для перестройки армии "вечно пребывающей высокой Порты". При этом в качестве основополагающих причин побед европейцев над "храбрыми, отважными, смелыми и ловкими" мусульманами, Мутеферрика выделяет дисциплину ("солдаты настолько дисциплинированы с помощью разумных уставов, что можно привести [буквально] на волосе много тысяч презренных солдат к мяснику на бойню") и большое количество огнестрельного оружия, которым европейцы умело пользуются (" И отважный, как лев, герой эпохи Рустама мог бы погибнуть от руки злосчастного, слабого и презренного кафира и даже от руки развратной женщины"). Результатом соединения всего этого стало то, что турки, поражаемые огнестрельным оружием, не могли даже достичь рядов европейцев, чтобы вступить с ними в рукопашный бой ("когда османские войска нападали и атаковали армии злосчастных кафиров, то лишь прочный фундамент порядка и крепкое здание удивительного устройства кафиров во время сражения мешали атаке и не давали [османам], двигающимся подобно грому и молнии, достигать и проникать в ряды кафиров").

О Петре I и "московских кафирах".

Весьма любопытна и оценка Ибрагимом русских и Петра I, на которую, очевидно, повлияли не только события 1711 года, связанные как с неудачами союзных туркам крымских татар и запорожских казаков на "крымском фронте" борьбы с русскими, так и с неудачным для Петра Первого Прутским походом, но и общее презрительное отношение "правоверного" к "кафирам", уже упоминавшееся выше. Однако Ибрагим Мутеферрика все же сумел отдать должное русскому царю - скрыть его успехи было невозможно. О Петре Первом и "московских кафирах" он пишет: "среди всех христианских народов московские кафиры были самым низким и подлым народом, лишенном уважения и с презренными обычаями и качествами дикарей. Совершенно не имея смелости сражаться с врагами и оказывать им сопротивление, они удалились из [обитаемых] стран земли почти на ее край - в страны тьмы с сильным холодом и вечной зимой. В то время как они еще довольствовались пропитанием, [добываемым] при помоши охоты, двадцать или тридцать лет назад среди них появился умный и ученый монарх, называемый царем. Он изучил положение различных народов, обычаи и законы относительно организации армии и управления народом. Он увлекался военными предметами, привлекал из других стран ученых, сведущих в этой науке. При помощи их советов и указаний он приступил к организации своих войск и, претворив за короткое время эту науку из мечты в действительность, он создал регулярную армию, равную [по силе] и способную противостоять армиям самых великих христианских монархов. Он смог сражаться с другими [монархами] на суше и на море. Хотя упомянутый царь был зловредным кафиром, однако он проявил большую энергию. Когда он создал, организовал и снарядил свое сухопутное войско в соответствии с устройством и системой армий христианских монархов, то он не удовлетворился только этим. Чтобы подражать [другим] правителям также и на море, он пригласил от королей Англии, Нидерландов и других стран мастеров, искусных в делах постройки кораблей, затратив [на это много] средств. С большим рвением он старался и заботился, чтобы корабли долгое время не терпели крушений и чтобы они переносили во время бурь при волнении силу морских волн. Заботился он и о других необходимых вещах, а также заложил и построил множество галионов и галер. Он создал на Балтийском море флот, подобного которому не было прежде и о котором даже не слышали. Увидев также, что Каспийское море — это море, свободное от кораблей, флота и чьего-либо господства, упомянутый царь с целью захвата каким-либо образом указанного моря под предлогом торговли с Персией построил на данном море корабли. Создав флот, он присоединил титул правителя Каспийского моря к своему бесславному имени. Кроме этого, доставив из соседних стран геометров, он измерил ширину и глубину данного моря и установил морские границы путем объезда окрестностей и окраин".

[img]"[/img]

О мнении французских офицеров о казаках в 1813 году вы можете прочитать здесь.

О мнении английского шпиона о черкесах и казаках в 1830 году вы можете прочитать здесь.

Мы продолжим публикации статей об оружии, тактике боя и военных эпизодах разных стран и разных веков. Подписывайтесь на канал читайте, делитесь, комментируйте и задавайте вопросы

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)