Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Древний танец посвященный Богу-громовержцу Шибле

Древний танец посвященный Богу-громовержцу Шибле

Древний танец посвященный Богу-громовержцу Шибле
История
admin
Фото: Адыги.RU
11:02, 17 февраль 2020
865
0
Бог-громовержец Шибле является одним из самых почитаемых персонажей адыгской мифологии. Считалось, что он гарцует по небу на своём коне, а гром - не что иное, как звуки его небесной джигитовки. С приходом христианства на Кавказ Шибле поменял имя, превратившись в Еллэ, то есть святого Илью...
Древний танец посвященный Богу-громовержцу Шибле

Бог-громовержец Шибле является одним из самых почитаемых персонажей адыгской мифологии. Считалось, что он гарцует по небу на своём коне, а гром - не что иное, как звуки его небесной джигитовки. С приходом христианства на Кавказ Шибле поменял имя, превратившись в Еллэ, то есть святого Илью.

Авторитет божества грозы был невероятно высок. Не случайно русский ученый второй половины XIX в. К.Ф. Сталь зафиксировал популярную среди адыгов фразу: «Если бог Шибле рассердится, то вряд ли Тхъэшхуэ найдет себе место, куда бы укрыться».

Место, куда ударила молния, считалось самым почитаемым, и там люди устраивали жертвоприношения, просили о дожде. Если молния ударила в один из домов, то семья, жившая в нем, содержалась за счет общества в течение года.

Нельзя не отметить, что адыги почитали как Шибле, так и любое существо (человека, животного, дерево), убитого молнией, вокруг которого в засушливый период разворачивались обрядовые действа. Тот, кого ударила молния, считался святым; его не оплакивали, а считали счастливым избранником, до которого снизошел сам Шибле. Из деревьев, пробитых молнией, делались шычепщыны - адыгские скрипки.

После громового раската две женщины обходили село, оповещая жителей о том, что бог грома приглашает их. Каждая участница обхода была обязана нести бутылку молока к месту, куда ударила молния. Собравшиеся слегка обкапывали это место, собирали землю в кучу и в ее центре делали углубление. Туда сливали все молоко, а затем покрывали его травой и цветами.

После ритуального кормления земли начинался танец. В составе участников были и мужчины, и женщины, которые выстраивались по старшинству. Движение осуществлялось по кругу против часовой стрелки. Танцующие держались за руки и периодически прихлопывали ладонями. Они трижды огибали место, пораженное молнией. Во время движения пели обрядовую песню - Щыблэуэрэд (букв. - ‘песня о громе’). В

песне перечислялись имена некогда молнией людей, клички животных и названия пораженных ею предметов.

В архиве КБИГИ хранятся записи экспедиции 1968 г. к моздокским кабардинцам (Моздок и Моздокский район Северной Осетии и Курской район Ставропольского края). Информанты подробно описывают обряд поклонения Шибле и его жертве. «Убитого молнией человека закапывали на том же месте», - сообщила собирателям Анна (Нюра) Федоровна Желокова.

Пораженного молнией сначала засыпали землей так, что его голова была видна, - в надежде на то, что тот еще не умер. Если все же человек погибал, тогда его хоронили с почестями. В течение трех дней вокруг его могилы проводился обряд Шиблеудж (Щыблэудж - обрядовый танец в честь Шибле), устраивались хороводные пляски под ритуальное пение. Согласно сообщению А.Ф. Желоковой, ритуал начинался сразу же после удара молнии: «Мы попарно встаем в круг и, держась за руки, поем песню, три раза обходим в танце то место, где погребен убитый молнией. Это и есть «Щыблэудж», песня и пляски в честь Шибле», - сообщает она. Только после того, если пораженный молнией не ожил, его хоронили на кладбище.

Примечательно, что описанные ритуалы не имели четкой структуры действий, наоборот существовали различные вариации их в зависимости от времени года, географических особенностей.

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)