Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Новости » Интервью » Классная работа. Интервью "СА" о профессии педагога

Классная работа. Интервью "СА" о профессии педагога

Классная работа. Интервью "СА" о профессии педагога
Интервью
admin
Фото: Адыги.RU
10:56, 09 февраль 2020
37
0
Педагог с тридцатилетним стажем, учитель русского языка и литературы майкопской СОШ №28 Елена Криушина рассказала «СА» о значимости работы классного руководителя, профессиональном призвании и нематериальных ценностях в работе учителя.
Классная работа. Интервью "СА" о профессии педагога
Педагог с тридцатилетним стажем, учитель русского языка и литературы майкопской СОШ №28 Елена Криушина рассказала «СА» о значимости работы классного руководителя, профессиональном призвании и нематериальных ценностях в работе учителя.

— Елена Анатольевна, своего классного руководителя помните?

— Конечно, помню. Я училась в самой обычной школе хутора Тамбовского Гиагинского района. И скажу, что нам давали качественное образование. Это было время, когда детьми занимался не только классрук, но и все учителя. Нас обучали все — это были и предметники, и пионерская, и комсомольская организации. Мы все время были заняты делом, дополнительными мероприятиями. И это сказывалось на том, в каких людей мы в итоге вырастали.

Конечно, классный руководитель играет большую роль в жизни любого ребенка. Он не просто воспитывает — он наставляет на путь, дает некие нравственные ориентиры, помогает. Иногда ребенок не может поделиться чем-то с родителями и какие-то секреты и тайны доверяет только классному руководителю.
Уже 30 лет я работаю в школе и все эти годы являюсь классным руководителем. Могу сказать, что, сталкиваясь с детскими судьбами, ты вольно или невольно становишься свидетелем их личных драм и переживаний. Был у меня ученик, я помогала ему писать письмо отцу, с которым он никогда не общался, а потребность такая была.

Классный руководитель — это человек, которому дети доверяют, идут на контакт как с надежным партнером. Человек, который может сохранить все секреты. Если такой контакт ученика и учителя есть, это дорогого стоит.

— Вы преподавали у разных поколений детей. Многое поменялось, в том числе нравственные ориентиры и ценности. Сегодняшние ученики больше доверяют педагогам или склонны держать все в себе?

— Конечно, дети стали более продвинуты. Они легче ориентируются, могут легко найти информацию в интернете. Ее много. Но, к сожалению, дети сильно загружены учебой в школе, дополнительным образованием. Времени не хватает. А еще больше им не хватает времени, проведенного вместе с родителями. Этого контакта становится меньше. Вот ребятам и приходится подстраиваться под сегодняшний темп жизни. Но лично для меня мало что поменялось. Общество требовательно относится к учителю, зачастую не вникая в суть какой-либо проблемы, так что сложнее стало работать скорее с родителями, чем с детьми. А дети всегда были разными — и сложными, и, напротив, помощниками, с которыми легко. Но в любом случае со всеми находишь общий язык. Это приходит с опытом.

— Что сегодня входит в обязанности классного руководителя?

— Функций классного руководителя очень много, и они все время расширяются. Здесь и классные часы, и ведение электронных дневников, и заполнение множества документов — всевозможные списки, справки. А еще есть непосредственная работа с учениками, работа с их родителями, контроль за питанием в школьной столовой, родительские собрания, экскурсии, походы, открытые мероприятия, праздники, художественная самодеятельность, субботники, соревнования, индивидуальные беседы с детьми и родителями. И на этом перечень обязанностей и задач классного руководителя не закончен. Это постоянная, непрерывная работа. Ты не можешь даже дома отключить телефон, потому что тебе могут позвонить практически в любое время суток. Плюс группы в ватсапе — родительские, ученические и прочие… Классный руководитель отвечает за своих учеников даже тогда, когда ребенок выходит за пределы школьного двора. А ведь учеников в классе 20-30 человек.

— Сейчас под вашим классным руководством одиннадцатый класс. Кто-нибудь из этих ребят выбрал профессию учителя?

— Никто. Конечно, за мою педагогическую деятельность были ученики, которые пошли работать в школу, но их мало. Это связано с тем, что труд очень тяжелый. Да и все как-то забыли о таком понятии, как призвание. Если человек готов делиться опытом и учиться всю свою жизнь (а учитель должен учиться всю жизнь), тогда в этой профессии он найдет себя. На практику ко мне приходят многие студенты. Кому-то нравится, а кто-то говорит: «Кошмар!» Целый комплекс вещей должен быть — и желание, и материальные стимулы, в частности доплаты молодым учителям.

— А вы за что любите эту сложную работу?

— Я люблю эту профессию. Мне кажется, у меня к ней призвание. Люблю этот процесс суеты, когда ты общаешься с детьми, что-то им рассказываешь, объясняешь. Потом есть моменты, когда получаешь удовлетворение от своей работы — чему-то научил ребенка или на экзамене он получил пятерку. И это радует. Я люблю литературу, русский язык, люблю их преподавать. Да, подчас нелегко, но не представляю себя в другой профессии. Просто не представляю. Это еще и преемственность — мои родители всю жизнь проработали в школе: мама Зинаида Алексеевна Съедина много лет работала математиком и несколько лет возглавляла СОШ №12 хутора Тамбовского, отец Анатолий Емельянович Съедин в той же школе преподавал начальную военную подготовку. Мои тетки, сестры — все в образовании. Мне нравится эта профессия еще и тем, что учитель молод душой — дети же дают мощную энергию.

— Поделитесь секретами мастерства?

— Учитель литературы — это артист. Нужно красиво читать текст, учить детей видеть художественные детали, обращать внимание на подтекст. Это магический процесс, когда ты работаешь с произведением искусства. К тому же люблю умные мысли. Может, ребенок просто слушал весь урок, но у него появилась какая-то эмоциональная рефлексия. Я это отмечаю, хвалю, тогда у ребенка появляется стимул что-то сделать дальше. И потом на различные формы работы дети отвечают. Мы устраиваем уроки-диспуты, уроки-суды, уроки-экскурсии. Могу доверить детям, которые на это нацелены и готовы, провести в качестве эксперимента урок. Такой урок-суд над Раскольниковым был у нас недавно по роману Достоевского «Преступление и наказание». Мы разобрали это сложное, глубокое произведение через призму художественных деталей.
А еще секрет мастерства — в личном примере. Многое зависит от эмоционального настроя педагога: как он сумеет повести за собой, увидеть настрой класса, изменить его. Не могу сказать, что все запоем читают, но многие очень увлечены чтением, находят дополнительную информацию по произведениям, приходят с ней на урок, спрашивают мою точку зрения.
Для меня очевидна их социальная зрелость. Я вижу, что они готовы дать оценку происходящему. Они не только осмысливают какой-то эпизод произведения, но и привносят туда свой социальный опыт. И с позиции этого опыта делают выводы, обобщения. Выйти за рамки предмета и увидеть что-то большее, сопоставить — это тоже непросто, мы должны этому научить. А литература — это жизнь.

— Сегодня много стали говорить о том, что школа дает только образовательную услугу, а воспитанием должны заниматься родители…

— Конечно, роль семьи в воспитании ребенка огромная, но учитель-профессионал должен влиять на ученика, должен воспитывать его, поддерживать, настраивать, служить ему примером. Роль учителя очень велика. Все зависит от его профессионализма, душевных качеств. Если они высоки, то и результат есть.

— Можно ли оценить эту воспитательную работу, духовные и нравственные ориентиры, которые дает учитель?

— Измерить в денежном эквиваленте такие вещи, конечно, невозможно. Как измерить любовь к своему подопечному, переживания за него? Профессия учителя — одна из тех, где трудно измерить такие вещи. Но тем не менее хочется, чтобы труд учителя был оценен, чтобы мы получали достойную оплату. Чтобы педагог не был только человеком, который оказывает образовательные услуги. Говорить о гордости, каких-то высоких качествах и статусе учителя сложно, если его труд не оплачивается достойно. Но, мне кажется, все должно измениться в лучшую сторону, потому что иначе невозможно.

— В своем Послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин как раз говорил о назначении федеральных доплат за классное руководство, о значении воспитательной функции педагога. Такие доплаты, на ваш взгляд, изменят ситуацию к лучшему?

— Это приятно, что на наш труд обратили внимание. Это хорошая инициатива. Будем рассчитывать на то, что и зарплата наша будет расти. Радует и другое — президент говорил об увеличении бюджетных мест в вузы, а у нас сейчас нехватка учителей колоссальная. Мы оказались в ситуации, когда практически в каждой школе не хватает достаточного количества учителей-предметников и взять их неоткуда. Будем рассчитывать, что придут к нам молодые учителя. Мы давно ждали таких решений. На уровне государства говорится о важной роли классного руководителя в воспитании будущих граждан нашей страны. Год начинается хорошо.


Источник: Газета Советская Адыгея
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


Загрузка...
х