Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Рыцари и разбойники: черкесы и чеченцы в XIX веке глазами русских

Рыцари и разбойники: черкесы и чеченцы в XIX веке глазами русских

Рыцари и разбойники: черкесы и чеченцы в XIX веке глазами русских
История
zafe
Фото: Адыги.RU
02:12, 05 февраль 2020
532
0
Кавказская война была самой длинной войной, которую вела Россия и одной из самых длинных в мире. Официально она шла с 1817 по 1864 год, т.е. сорок семь лет (неофициально первые столкновения начались уже в XVII веке). Среди любителей истории эта война чаще всего связана с двумя народностями Кавказа - черкесами и чеченцами (следует оговориться, что "черкес" это понятие, объединяющее в глазах русских довольно большую группу кавказских племен, которые сами себя называли "адыги", а "чеченец" - это русское наименование народа, который сам себя именовал "нохчи"). Война велась на огромном пространстве, которое различалось не только по составу населения, но и по природным условиям. Впрочем, горцы, столкнувшись с огромной мощью и не менее огромными ресурсами европейской армии, применяли в целом похожую тактику, основанную на принципах
Рыцари и разбойники: черкесы и чеченцы в XIX веке глазами русских

Кавказская война была самой длинной войной, которую вела Россия и одной из самых длинных в мире. Официально она шла с 1817 по 1864 год, т.е. сорок семь лет (неофициально первые столкновения начались уже в XVII веке). Среди любителей истории эта война чаще всего связана с двумя народностями Кавказа - черкесами и чеченцами (следует оговориться, что "черкес" это понятие, объединяющее в глазах русских довольно большую группу кавказских племен, которые сами себя называли "адыги", а "чеченец" - это русское наименование народа, который сам себя именовал "нохчи"). Война велась на огромном пространстве, которое различалось не только по составу населения, но и по природным условиям. Впрочем, горцы, столкнувшись с огромной мощью и не менее огромными ресурсами европейской армии, применяли в целом похожую тактику, основанную на принципах партизанства - попытки вести "правильный" бой практически всегда заканчивались их поражением. Несмотря на жестокость, которой нередко сопровождались боевые действия, в России сформировался довольно таки романтичный образ горца, а солдаты и офицеры Кавказской армии в своем большинстве уважали своего противника за храбрость, с которой те отстаивали свою Родину. Однако храбрость была не единственным качеством, которое выделяли русские у горцев. Отмечались и другие характерные черты, которые могли существенно отличаться у разных народов, касавшиеся не только психологии, но и способов ведения боя, стратегии и тактики.

Психология и характерные черты: "совсем противоположны [чеченцам] по своему нраву кабардинцы и черкесы"

"Чеченцы, как мужчины, так и женщины, наружностью чрезвычайно красивый народ. Они высоки ростом, очень стройны, физиономии их, в особенности глаза, выразительны; в движениях чеченцы проворны, ловки; по характеру они все очень впечатлительны, веселы и остроумны, за что их называют "французами Кавказа", но в тоже время подозрительны, вспыльчивы, вероломны, коварны, мстительны. Когда они стремятся к своей цели, для них хороши все средства. Вместе с тем чеченцы неукротимы, необыкновенно выносливы, храбры в нападении, защите и преследовании. Это хищники, каких немного среди рыцарей Кавказа", писали о чеченцах русские исследователи. Однако черкесов и особенно кабардинцев они считали совершенной противоположностью чеченцам. Отдельно выделяли кабардинцев, которые "храбры, честны и вовсе не склонны к вероломству и коварству, как чеченцы; они красивы собою и очень внимательно относятся к своей внешности. Кабардинцы изящны в движениях, отличаются изысканной деликатностью и, как выше сказано, благородством характера. Кабардинец редко лжет и никогда не обманывает даже своего врага". Кабардинцев называли "аристократами Кавказа". Черкесы (адыги) оценивались, однако, почти также. По словам русских исследователей, они представляли собой "один из наиблагороднейших народов Кавказа. Отличительные свойства их характера - храбрость, удальство, рыцарство по отношению к врагам, великодушие и гостеприимство... Черкесы жестоки и даже свирепы, хотя ни коварства, ни вероломства в них нет".

Тактика и поведение в бою: "шапсуг рубака, абадзех стрелок, а чеченец за завалом крепок".

"Кабардинцы, темиргоевцы, бесленеевцы и беглые кабардинцы, живя на более равнинной местности и владея большим числом лошадей, образовывали отличную конницу... Шапсуги не любили жечь много пороха, а абадзехи, жившие в стране, покрытой лесами, и все прочие общества черкесского народа, разбросанные по горам и лесам, лучше сражались пешком, чем на коне", писал Дубровин. Черкесская конница (те самые шапсуги) любила действовать холодным оружием и на пике своего развития (в самом начале Кавказской войны) не боялась нападать на русские войска в открытом поле, действуя рассыпным строем, однако, как отмечали очевидцы, в момент атаки, предшествующей сшибке, черкесы сбивались плотнее, то ли инстинктивно понимая преимущества удара плотным строем, то ли копируя действия регулярной русской кавалерии. В абсолютно превосходных степенях говорил о шапсугской коннице генерал И. Попко: "Черноморское войско, поселенное на правом крыле Кавказской линии, имело против себя в шапсугах и других черкесских племенах лучшую в мире легкую конницу... С первого раза казачья конница должна была уступить коннице черкесской и потом уже никогда не была в состоянии взять над ней преимущество и даже поравняться с нею. Те же конные черноморские казаки, которые били персиян и турок, находясь при армии во время войн, редко могли побить шапсугов у себя дома".

Тактика действий чеченцев заметно отличалась от черкесской. "Хищнические набеги отдельных, незначительных партий чеченцев почти ничем не отличались от набегов, делаемых черкесами. Характер тех и других набегов был совершенно одинаков и, можно сказать, тождественен. Действия чеченцев, появлявшихся в наших пределах значительными партиями, заключались преимущественно в нападении на колонны, посылаемые в лес за дровами, или сопровождавшие транспорты, на жителей, занимавшихся полевыми работами, и на скот, выгоняемый на пастьбу, и только на передовых линиях. Действия же неприятеля против станиц, городов и укреплений были весьма редки", писал Дубровин. Нападения делались всегда неожиданно и в тщательно выбранный момент. При этом "чеченцы отличались своею дерзостью и смелостью, но были весьма нестойки в случае решительного отпора, не смотря на то, что трусость у чеченцев наказывалась всеобщим презрением, а иногда влекла за собою более действительное наказание" (Шамиль даже ввел особый знак, отмечавший труса). Впрочем известны и более длительные рейды чеченцев в пределы империи. Так, конная партия из 22 чеченцев смогла проникнуть в ногайские степи на глубину 170 верст. Однако руководил ею беглый казак, выдававший себя за русского офицера, а чеченцев - за линейных казаков. Впрочем, при прорыве обратно через извещенную уже линию партия понесла серьезные потери. Характер сражений с чеченцами можно представить по мемуарам генерала Ермолова: "Увидев идущие из крепости войска наши, конница тот час же обратилась к своей пехоте, и сия двинулась навстречу нашей. Толпы ее, боясь действия артиллерии, не смели весьма приближаться, но стрелки вышли во множестве, и начался весьма сильный огонь. В сей день чеченцы дрались необычайно смело, ибо, хотя и недолго, могли однако же они стоять на открытом поле под картечными выстрелами; но когда полковник Вельяминов приказал войскам идти поспешнее к деревне Ачага, куда бросилась неприятельская конница, как приметно, к переправе, ибо известен был в сем месте хороший брод, то чеченская пехота обратилась в бегство в величайшем беспорядке".

Заключение.

Следует, вероятно, заметить, что Кавказская война официально завершилась покорением Кавказа. Однако довольно большая часть непокорившихся горцев просто ушла из родных мест. И в подавляющем большинстве это были именно черкесы: более 200.000 человек(по разным оценкам) в конце 60-х годов XIX века эмигрировали в Турцию. При этом российские власти всячески способствовали этой эмиграции (мухаджирству), будучи заинтересованными в том, чтобы "немирные" горцы покинули пределы "покоренного" Кавказа - такой "мир" был выгоднее продолжения войны и неизбежного уничтожения несмирившихся. Этого не хотели ни русские власти, ни немирные плесена. В числе ушедших были и почти все шапсуги, о которых с таким восторгом говорил И. Попко.

[img]"[/img]

Об оружии черкесов по описанию 1836 года вы можете прочитать здесь.

О кавказской коннице глазами русских офицеров вы можете прочитать здесь.

Почему русская кавалерия проигрывала черкесской в схватках, вы можете прочитать здесь.

Мы продолжим публикации материалов об оружии и тактике армий разных стран мира и разных веков. Подписывайтесь на канал журнала "Историческое оружиеведение", следите за публикациями, делитесь интересными статьями, ставьте лайки, комментируйте, задавайте вопросы, предлагайте темы для будущих публикаций. Это поможет развивать канал, сделать его еще интереснее и полезнее!

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)