Культура древнего населения Западного Кавказа. Часть 11.
Из дешифровки силлабо-пиктограмм на днище первого сосуда нам становится ясным также принадлежность мастера-гравировщика к старинному абхазо-абазинскому роду Гяч // Геч, который, пройдя через горнило тысячелетий, оставил свое имя в названии одного из современных абхазских сел Гечрипш и древнейшей этнической группы садзов Геч, эмигрировавшей в Османскую империю в 1864г., после окончания Кавказской войны.
Не вдаваясь в подробности перевода ашуйского текста на втором сосуде, приведем его содержание, который выглядит на современном абхазском языке следующим образом: «Ах цсы атроуп. П сызащωы ажэла ишэип» («Царской души вместилище есть. Душе вора род проклянет»).
По этой надписи видно, что её автор предупреждает потенциального «черного» грабителя могил (каковые и сейчас не перевелись), что его род будет проклят, если тронет святое царское захоронение - «вместилище души».
По всему видно, что оба сосуда были надписаны писцом силлабо-пиктограмм садзом Гяч после того как умер царь Лев из рода Ачба, в целях увековечения его имени в истории страны Ашуи.
Эта традиция, как известно, бытует у разных народов с древнейших времен (вспомните захоронения египетских фараонов). Поэтому, на одном из двух серебряных сосудов он нарисовал и географическую карту кавказской земли, в котором жил этот царь, с заголовком: «Письмена имеющая ашуйских людей страна».
Благодаря тому, что мастер Гяч не забыл обозначить силлабо-пиктограммами и названия двух рек, текущих в разные стороны от выдающейся на фоне гор двухглавой вершины в одно море, Г.Ф.Турчанинову удалось с большой точностью установить древние названия этих рек на ашуйском языке (Цсаза - адаптированная адыгами в Пшиз, и Цасис – адаптированная греками в Цотис // Фазис), что потом не составило большого труда идентифицировать их современные названия - Кубань и Риони, текущих в одно море - Черное, а также определить «столь необходимые для решения вопроса об этнической принадлежности изображенной на карте территории».
Под двухглавой горой, в этом случае, легко угадывается Эльбрус. Без этой дешифровки, конечно, работы исследователей предметов из майкопского кургaнa оставались бы белыми пятнами, с догадками, с предположениями или неточными интерпретациями.
Поэтому мало кто принял всерьез сообщение Б. В. Фармаковского (1870 -1928) на Лондонском международном конгрессе историков в марте 1913 года о том, что на одном из сосудов майкопского кургана предположительно нарисована географическая карта Кавказа, с обозначением рек Кубани и Терека.
После него, поэтому, до 60-х годов прошлого столетия никто из ученых всерьез не воспринимал некоторые его выводы, пока не обратил на них внимание Г. Ф. Турчанинов.
И он взялся за них лишь потому, что до этого он дешифровал некоторые древние памятники письма, найденные в Майкопе, Сухуме и они совпали по технике письма с древнейшими письменами из Библа (Др. Финикия), которые навели его на мысль о существовании древней страны Ашуи, техники письма силлабо-пиктограммами.
К сожалению, и современные историографы, освещая этногенез абхазо-адыгов, практически не обращаются к результатам исследований Г. Ф. Турчанинова, «стеснительно» обходя их (кроме авторов адыгской (черкесской) энциклопедии).
Неразгаданных тайн майкопского и других курганов ещё много. Не дают покоя исследователям, например, вопросы связанные с количеством и значением отлитых из золота 68 пластинчатых львов, 19 быков (волов) и 38 колец, которые были найдены в гробнице из майкопского кургана.
Рассматривая проблему об истоках майкопской культуры и её этнической принадлежности, можно сказать, мы нашли убедительные доказательства и ответы на вопросы поставленные в начале темы.
Было бы не правильно не дать ответ ещё на один вопрос: имеют ли абхазо = абазино = убыхи в своем языке наименования таких металлов, как медь, бронза, латунь,олово,золото и серебро, чтобы судить о том - «родились» ли эти термины в их языках вместе с началом медно-бронзовой эпохи в III тысячелетии до н.э. на Западном Кавказе?
По этому поводу можем совершенно твердо заявить, что такие термины в языке абхазов, абазин и убыхов есть. Они сегодня выступают как памятники некогда, очевидно ещё в энеолите, одного народа с единым праязыком.
Причины образования впоследствии самостоятельных абхазского, абазинского и убыхского языков, как впрочем, и выделения из общего с ними языка-основы адыгейского и кабардино-черкесского языков, рассмотрим в следующих статьях.
Продолжение следует.
Источник