Колонизация Кавказа в античную и средневековую эпохи.
В античной и средневековой истории западнокавказских народов особое место занимают периоды иноземной колонизации Восточного Причерноморья: греческой (VI в. до н.э. - II в. н.э.), римской (II - VI вв. н.э.) и византийской (VI - середина XV вв.).
Эллинская колонизация рассматриваемой территории началась с основания в VI - V вв. до н.э. городов-колоний: Диоскуриады (Себастополис - Севастополис - Сухум) и Гюэноса (Очамчира) в приморской части современной Абхазии; на Тамани - Кепы, Фанагории, Гермонассы, Ахиллея, Апатур и Горгиппии (Синд - Анапа) в Синдской гавани.
Одновременно с ними на крымском берегу Керченского пролива (в то время - Боспор Киммерийский) обосновались и другие греческие города-колонии Пантикапей (Керчь), Мирмикен, Парфений н Нимфей, а несколько позже - Корокондама, Патрей, Киммерий и Тирам6а.
В последующем вокруг них и вдоль Черноморского побережья Кавказа возникло около 30 поселений.
Все они несомненно сыграли прогрессивную роль в подъеме культуры коренных народов Восточного Причерноморья в эпоху античности.
Именно греко-римское, потом византийское население заложило здесь основы городской архитектуры и античного фортификационного строительства, внедрило новые технологии металлургии и металообработки, освоило выпуск строительных керамических изделий (кирпича, черепицы), дало толчок производству в ремесленных мастерских совершенных на то время орудий труда, разнообразной посуды и домашней утвари из металла и керамики, украшений и предметов вооружения.
От греков, римлян и византийцев западнокавказское население переняло и некоторые традиции внешней торговли и товарообмена, в том числе рабами, основы христианской религии и культуры, а также отдельные принципы организации раннеклассовой государственности.
Греческое, а затем римско-византийское присутствие в Восточном и Северо-Восточном Причерноморье привнесло в культуру и быт абхазо-убыхо-адыгских народов и многое другое, благодаря чему археологам, этнографам, лингвистам, историкам и эпиграфистам удалось реконструировать в известной степени не только их материальную и духовную культуру, но восстановить в общих чертах и этногеографическую номенклатуру Черноморского побережья Кавказа, Приазовья и Прикубанья античной эпохи и средневековья.
Однако, рассматривая весьма сложный вопрос об этнической принадлежности тех или иных племен, зафиксированных античными авторами, необходимо иметь ввиду, что установление их генетической связи с какой-либо конкретной народностью - абазин, абхазов, адыгов, убыхов или иной - крайне затруднено рядом обстоятельств:
авторы того периода чаще всего характерные черты культуры одних племен переносили на другие;
ряд писателей, историков и географов к скифам причисляли если не все, то большинство кавказских племен, живших на Черноморском побережье Кавказа;
данные о местонахождении или порядке расселения племен разноречивы, порой противоположны;
в иных случаях этниконы носят собирательный характер и включают в себя этнически разнородные племена;
в большинстве случаев в сочинениях речь идет только о племенах, живших на Черноморском побережье Кавказа и вокруг Азовского моря, и практически в них крайне мало сведений о тех, кто обитал в глубине страны.
Более того, первым греческим писателям, историкам и географам казалось, что далее Кавказа земля никем не населена.
В частности, Эсхил (526 - 456 гг. до н.э.) писал, что «Кавказ - предел населенной земли».
Идентификация этнонимических названий Черноморского побережья Кавказа, Приазовья и Прикубанья эпохи античности с последующими средневековыми народностями абхазо-убыхо-адыгов осложняется еще тем, что их языки некогда (в IV тысячелетии до н.э.) представляли собой ещё единый праязык.
Нельзя забывать и то обстоятельство, что в ряде источников этниконы приводятся в греческом оформлении, зачастую не отражающие какие-либо этнические признаки, по которым можно было бы безошибочно идентифицировать их с народностями, жившими на одной и той же территории в последующие века.
Все это наглядно видно, ознакомившись с трудами писателей, историков и географов античной эпохи, писавших о народах Скифии и Кавказа.
Так, например, Гелланик Мителенский (V в. до н.э.), древнегреческий писатель, современник Геродота и Фукидида, когда пишет о народах возле Азова и кавказского Причернорморья указывает буквально следующее: «Когда проплывешь Боспор, будут синды, выше их - майоты скифы».
При описании основанных городов ещё упоминает, что «Выше же керкетов живут мосхи и хариматы, ниже гениохи, выше же кораксы».
Без привязки указанных племен к определенным греческим городам-колониям, конечно, сложно установить их географическое местоположение.
Геродот (ок. 484 - 425 гг. до н.э.) в своих сочинениях отразил ещё меньше сведений о кавказских народах Приазовья и Причерноморья, ограничившись лишь указанием, что «На Кавказе обитает множество разнообразных племен».
Он упомянул киммерийцев, изгнанных якобы скифами из Европы (из Северного Причерноморья, прилегающего к Меотийскому озеру - Азову) в Азию, а также колхов.
Источник