Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Картина расселения приморских племен на Кавказе по Флавию Арриану.

Картина расселения приморских племен на Кавказе по Флавию Арриану.

Картина расселения приморских племен на Кавказе по Флавию Арриану.
История
zafe
Фото: Адыги.RU
00:44, 03 февраль 2020
125
0
Наиболее объективную (в некоторых случаях далеко не безошибочную) картину расселения приморских племен оставил Флавий Арриан, управляющий северо-восточной малоазийской провинцией Римской империи - Каппадокией в звании Legatus Augusti pro praetore. В отличие от многих своих предшественников, античных писателей, историков и географов, - он сам лично, по поручению Римского императора Адриана, в 134 г. совершил инспекционную поездку вдоль Черноморского побережья...
Картина расселения приморских племен на Кавказе по Флавию Арриану.

Наиболее объективную (в некоторых случаях далеко не безошибочную) картину расселения приморских племен оставил Флавий Арриан, управляющий северо-восточной малоазийской провинцией Римской империи - Каппадокией в звании Legatus Augusti pro praetore.

В отличие от многих своих предшественников, античных писателей, историков и географов, - он сам лично, по поручению Римского императора Адриана, в 134 г. совершил инспекционную поездку вдоль Черноморского побережья.

Маршрут проходил, начиная от Трапезунта и до Боспорского царства, и Ф. Арриан дал в своем отчете подробное описание мест расположения городов и портов, расстояний между ними, а также последовательность расселения приморских народностей по пути следования, что подтверждается, за редким исключением, другими авторами в раннем средневековье.

С жителями Трапезунта, как писал Ф. Арриан, граничили колхи, а далее - санны (чаны = мегрелы; др. авт. отожд. с макронами и макрофилами, а Ксенофонт называл их дрилами).

Рядом с саннами Арриан помещал макронов и гениохов, у которых царь Анхиал. 

По данному описанию Арриана, до прежней Диоскуриады жили апсилы и абаски, составившие основное ядро современных абхазов и абазин, а сам Севастополь являлся как бы центром санигов (позднейших садзов - джигетов и убыхов).

Арриан вполне определенно указывал, что крепость Диоскуриада являлась конечным пунктом римского владычества по правой стороне Понта.

Находясь здесь, он узнал, что скончался царь Боспора Киммерийского и проследовал дальше.

По пути он опять отмечал все основные пункты побережья: Питиунт (Пицунда), Нитика (Гагры), где по его словам жили во времена Геродота скифское племя, которое ело вшей (фтирофаги - вшееды; на самом деле по Геродоту - это будины, что озн. «поедающие сосновые шишки»).

Далее Арриан указывает реки Абаска (предп. р. Псоу; от этнонима абаски = абасги), Боргис (Мзымта), Несис (близ Адлера или Хосты), Масаитика (речка Матцы или Мацеста в Сочи), Ахеунта (отожд. с совр. р. Шахе).

Река Ахеунта, как пишет Арриан, «отделяла зилхов (зихов) от санигов.

Царем у зилхов Стахефмак, также получивший власть от тебя». От Ахеунта через сто двенадцать стадиев он называет Старую Лазику (район совр. Небуга), а через сто пятьдесят стадиев - Старую Ахею (Птолемеевская деревня Ахея).

Далее он указывает гавань Пагр (Геленджик), Святой порт (гавань Бата или совр. Новороссийск), от которого до Синдики (Анапы) триста стадиев, а затем до боспорского города Пантикапея (Керчи), столицы Боспорского царства, - пятьсот сорок стадиев.

К сожалению, после зилхов (зихов) по побережью моря он не отмечает названий никаких других племен.

После Ф. Арриана никто из писателей и историков античности, заслуживающих внимания, не писал так подробно о местонахождении народностей кавказского Причерноморья.

Исключение составляет работа анонимного автора (Псевдо-Арриана, V в. н.э.), переписавшего с некоторыми новыми этногеографическими сведениями труды Ф. Арриана, Маркиана Гераклейского, Скимна Хиосского, Скилака Кариандского и некоторых других авторов античной эпохи.

В связи с этим следует отметить, что в описание Ф. Арриана Черноморского побережья Кавказа анонимный автор внес небольшие поправки.

В частности, после р. Абаска (Псоу) Ф. Арриан указывает р. Боргис. По источникам она локализуется южнее Адлера.

Вместо нее здесь Псевдо-Арриан называет р. Брухонта (ныне именуемого Мизигом)...», что соответствует р. Мзымта.

Исследователи связывают название гидронима (Брухонта) с именем брухов = туахов, т.е. с убыхами.

Для рассмотрения проблем этногенеза и этнической истории западнокавказских народов - абазин, абхазов, адыгов, убыхов и других - очень важно идентифицировать указанные античными авторами племенные названия.

Порой этимология этниконов и их соотнесение к конкретным коренным народам Западного Кавказа, ныне живущим или жившим здесь, переходит грань объективности. 

Что касается происхождения позднейших терминов «черкес», «абхаз» и «убых» в науке, на наш взгляд, верно расставлены все точки над «i».

В вопросе же установления этнической принадлежности народов Западного Кавказа, стоящих за этнонимическими названиями античных авторов, поименованных выше, действительно иной раз присутствует проблема «мифотворчества».

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х