«Ахейцы из войска Иасона...»

«Ахейцы из войска Иасона...»
История
admin
Фото: Адыги.RU
00:44, 03 февраль 2020
466
0
Нельзя пренебрегать сообщениями некоторых античных авторов об изначальном эллинском происхождении собственно имени «ахеи» и небольшого поселения, носившего это имя, и считать их «недоразумением» (Р. Ж. Бетрозов), сводить исторический факт пребывания небольшого числа ахейцев Древней Эллады на Восточном Причерноморье к «чисто фонетическому сходству» (Р. Ж. Бетрозов) этнонимических названий - греческих, «абхазских» или «адыгских» ахейцев. В доказательство адыгоязычности ахейцев нельзя также приводить в пример выводы Н. Г. Волковой. Она, усматривая в слове «ахеи» абхазо-абазинский аффикс а, адыгский корень хы (море) и греческое окончание оi, говорит в своем заключении лишь о связи в целом этнонима с населением, «говорившим на языках адыго-абхазско-абазинской группы народов», но вовсе не о том, что изначально ахеи - древнеабхазское
«Ахейцы из войска Иасона...»

Нельзя пренебрегать сообщениями некоторых античных авторов об изначальном эллинском происхождении собственно имени «ахеи» и небольшого поселения, носившего это имя, и считать их «недоразумением» (Р. Ж. Бетрозов), сводить исторический факт пребывания небольшого числа ахейцев Древней Эллады на Восточном Причерноморье к «чисто фонетическому сходству» (Р. Ж. Бетрозов) этнонимических названий - греческих, «абхазских» или «адыгских» ахейцев.

В доказательство адыгоязычности ахейцев нельзя также приводить в пример выводы Н. Г. Волковой. Она, усматривая в слове «ахеи» абхазо-абазинский аффикс а, адыгский корень хы (море) и греческое окончание оi, говорит в своем заключении лишь о связи в целом этнонима с населением, «говорившим на языках адыго-абхазско-абазинской группы народов», но вовсе не о том, что изначально ахеи - древнеабхазское или древнеадыгское племя.

К тому же, на наш взгляд, нет оснований связывать в данном случае происхождение термина «ахеи» вообще с абхазо-адыгскими языками, а также в доказательство абхазоязычности этого племени ссылаться на участок приморья между Гаграми и Адлером, который «старые абхазы и по сей день называют по-абхазски Аха» и один из притоков р. Бзыбь «именуется прямо Ахей» (Ш. Д. Инал-ипа).

Понятно, что, если бы в этих местах не жили ахеи, не было бы и такой топонимики. Есть больше аргументов говорить все же о чисто эллинском (греческом) языковом происхождении термина «ахеи», перенесенного на причерноморское аборигенное население указанными выше античными писателями по причине того, что некогда здесь, на кавказском Причерноморье, пребывали фтиотийские (эллинские) ахеи.

Об этом вполне ясно пишет Страбон (I в. до н.э.): «Как говорят, эту Ахею заселили фтиотийские ахейцы из войска Иасона...», а его современник Дионисии Галикарнасский также подтверждает: «Племя ахейцев, живущее у Понта, само греческого происхождения, теперь жесткое из всех варваров».

Аппиан, историк митридатовских войн, высказался более определенно об ахейцах, в свидетельствах которого сомневаться не приходится. Он писал, что ахейцы жили севернее колхов, и грозный царь Понта Митридат в войне с ними потерял две трети своего войска.

Подтверждая сведения Страбона, Дионисия и других древних авторов, он указывает: «Говорят, что когда ахейцы возвращались из под Трои, они бурей были занесены в Понт и много страдали от варваров, как эллины». Не считаться с этими сообщениями никак нельзя.

Явными (источниковедческими) фактами для противоположного вывода историческая наука не располагает. Это не тот случай, когда, действительно, в некоторых сообщениях античных писателей и историков содержатся очевидные ошибки. Об одном таком примере уже шла речь в предыдущих статьях (расположение керкетов Страбона).

Исследователи этнической истории Восточного Причерноморья нашли отдельные противоречия даже у Ф. Арриана, который во II в. н.э. непосредственно инспектировал Восточное Причерноморье (от Трапезунта до Боспора Киммерийского), не говоря уже о большинстве античных писателей, упомянутых выше, которые не бывали здесь никогда и писали свои сочинения из рассказов тех, кто воевал или торговал с причерноморскими племенами Кавказа.

Изложенное позволяет заключить, что одними из первооткрывателей земель Черноморского побережья Кавказа, после известного похода аргонавтов-эллинов (около 1350 г. до н.э.) за «золотым руном» в Колхиду, могли быть, действительно, воины-ахейцы, участвовавшие во взятии Трои.

Вероятно, что именно они являются основателями деревни Старая Ахея, которая была расположена у р. Топсида (возле совр. р. Туапсе, по Псевдо-Арриану). Фтиотийские ахеи могли дать такое название своей деревне в честь одного из древних центров культуры - города Старая Ахея Древней Эллады, как выходцы из этой страны.

Естественно предположить, что немногочисленное и единственное поселение ахейцев быстро ассимилировалось среди местного населения, но память о них осталась в топонимах и названии жившего здесь народа.

В пользу изначально греческого происхождения немногочисленного населения под именем «ахеи» говорят и следующие факты.

Во многих случаях древние писатели местным племенам Восточного Причерноморья давали имена, восходящие вовсе не к самоназванию населения или иным чертам этногеографического характера с греческого языка.

К примеру, боспоранами были названы меотские (адыгские) племена, жившие по правой (азиатской) и левой (крымской) стороне Боспора Киммерийского (Керченского пролива), по той простой причине, что они занимались хлебопашеством, поставляли хлеб в немалом количестве Боспорскому царству.

Сам же термин «боспор» / «боспоран» восходит к древнегреческому глаголу «спейро» - «сеять».

Другой пример - гениохи. Они являлись юго-восточными соседями ахейцев и зихов. И в этом этниконе есть также адыгское хы - «море».

Однако полное значение его с древнегреческого - «возницы» диоскуров. По вполне обоснованному предположению некоторых ученых, гениохами могли быть названы местные племена - предки абхазо-абазино-убыхов, жившие около Диоскуриады, в честь множества перевозчиков из их числа греческих товаров соседним народам.

Не зря же Страбон писал, что в этот город для торговли сходятся множество народов, которые, очевидно, с помощью тех же перевозчиков сопровождали импортный товар греков (в первую очередь - соль) кавказским народам, а товар последних - в Диоскуриаду и приморские другие города-колонии.

Профессиональной деятельностью и цветом одежды можно объяснить и происхождение племенного названия «меланхлены», означающее с древнегреческого языка «черноризцы».

В этом же ряду древнегреческих этниконов и «фтирофаги» («вшееды», или «шишкоеды»), поедавшие, вероятно, не сосновые шишки, а скорее всего — каштановые.

Страбон называет в числе меотских племен дандаров. Племенное название объясняется с иранского языка - «рекодержцы», что однако не означает принадлежность этого племени к ираноязычным народностям, как об этом пишут отдельные ученые (В. Ф. Миллер, Ю. С. Гаглойти и др.).

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)