Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Этнический состав территории современной Абхазии в I - VI вв н.э.

Этнический состав территории современной Абхазии в I - VI вв н.э.

Этнический состав территории современной Абхазии в I - VI вв н.э.
История
admin
Фото: Адыги.RU
00:44, 03 февраль 2020
37
0
Современную территорию Абхазии, севернее и южнее Сухума, по сведениям древних авторов занимали и ряд других племен (помимо описанных в предыдущих статьях), с севера на юг: кораксы (с греч. яз. озн. «вороны»), колы, в горах - фтирофаги и суаны (соаны), в приморской зоне - абасги, южнее них - абсилы, далее колхи, пределы которых заходили к юго-западу примерно за р. Фазис (Риони), занимая земли между Абсаром и Фазисом. О кораксах и колхах впервые упоминает в своей работе Гекатей Милетский (VI в. до н.э.) , размещая первых возле Коракской крепости и называя их страну Кораксой, а вторых - в предгорьях Кавказа, в Колхских горах (очевидно, - боковые хребты на терр. Абхазии)...
Этнический состав территории современной Абхазии в I - VI вв н.э.

Современную территорию Абхазии, севернее и южнее Сухума, по сведениям древних авторов занимали и ряд других племен (помимо описанных в предыдущих статьях), с севера на юг: кораксы (с греч. яз. озн. «вороны»), колы, в горах - фтирофаги и суаны (соаны), в приморской зоне - абасги, южнее них - абсилы, далее колхи, пределы которых заходили к юго-западу примерно за р. Фазис (Риони), занимая земли между Абсаром и Фазисом.

О кораксах и колхах впервые упоминает в своей работе Гекатей Милетский (VI в. до н.э.), размещая первых возле Коракской крепости и называя их страну Кораксой, а вторых - в предгорьях Кавказа, в Колхских горах (очевидно, - боковые хребты на терр. Абхазии).

О локализации кораксов и колхов по сообщению Гекатея более определенно ничего нельзя сказать.

Однако Ш. Д. Инал-ипа пишет о местности Кораси, название которой сохранилось до наших дней и расположена она между Драндами и Кодером (к югу от Сухума).

О кораксах и колхах писали и другие древние писатели, из сочинений которых все же можно определить без серьезных погрешностей не только их локализацию, но и этническую принадлежность.

В частности, Скилак Кариандский (IV в. до н.э.) за землей кораксов, колик, меланхленов и гелонов (к югу) находились колхи и города Диоскурия и Гиан (Гюэнос - Очамчира).

Вслед за ним уже Страбон говорит, что за гениохами в горах располагаются фтирофаги и соаны, а за Диоскуриадой начинается Колхида, а вместо кораксов, колик, меланхленов и гелонов до колхов указывает неких макропогонов.

Помпоний Мела (I в н.э.) также, но в обратном направлении, в этих местах располагает меланхленов, торетиков, шесть племен коликов, кораксиков, фтирофагов и лишь потом гениохов.

Гай Плиний Секунд (I в. до н.э.) помещает кораксов около колхского города Диоскуриады, в горах фтирофагов и санов, далее абсилов, крепость Себастополис (Диоскурия), потом санников (санигов) и гениохов.

По Плинию, с юга от Себастополиса (Сухума) живут абсилы, а к северу от него - саниги.

Из анализа всех этих источников можно заключить, что племена кораксов, колов, меланхленов, санов и гелонов жили между абхазоязычными абсилами и абасго-садзо-убыхо-бжедугоязычными санигами и, очевидно, по языку и этнической культуре они могли быть близкородственны им.

Под ними можно видеть только абасгов, которых в этих местах отмечает уже Флавий Арриан в 134 г. н.э., размещая их между апсилами и санигами.

Это подтверждается ещё тем, что в источниках со II в. н.э. исчезает имя кораксов, колов, меланхленов и гелонов.

Живших же в горах фтирофагов можно отождествлять с более поздними мисимианами, рядом с которыми жили соаны, которых также следует отнести к древнеабхазским племенам.

О них Страбон буквально пишет:

«К числу народов, для которых Диоскуриада служит торговым центром, принадлежат и фтирофаги (вшееды), называемые так вследствие нечистоплотности и грязи.
Нисколько не лучше фтирофагов в отношении чистоплотности и соаны, у которых есть золотые россыпи, наносимые потоками, это золото соаны собирают при помощи просверленных корыт и косматых овечьих шкур».

В связи с тем, что Страбон различал фтирофагов и соанов, не излишне напомнить имеющий место спор между кавказоведами относительно их этнической принадлежности.

В источниках вместо фтирофагов в горах за Сухумом (к Главному Кавказскому хребту) уже в VI в. (Прокопий Кесарийский и др.) упоминаются мисимяне (мисимиане).

Их грузинская историография принимает за предков сванов. Здесь, очевидно, нет предмета для спора: фтирофаги и соаны - это мисимиане Прокопия Кесарийского (VI в.).

Это несомненно древнеабхазская этническая общность, которая в новое время становится известной под именами цебельдинцев и дальцев - вольные общества, которые мало подчинялись абхазским владетелям и оказывали неоднократное сопротивление русской администрации и после Кавказской войны.

Как отмечалось выше, в сочинениях древних авторов с I в. н.э. становятся известными абсилы (Плиний Секунд), а со II в.н.э. - абасги («Перипл» Флавия Арриана), которые исторической наукой ассоциируются с современными абхазами и абазинами.

Вместе с тем отдельные грузинские историографы (П. Ингороква, Н. Ломоури, Н. Кечакмадзе и др.) считали абсилов и абазгов картвельскими (грузинскими) племенами.

Однако многие исследования кавказоведов (Н. Марр, Д. Гулиа, И. Джавахишвили, С. Джанашиа, 3. Анчабадзе, Ш. Инал-ипа, А. Фадеев, Г. Меликишвили, Л. Лавров, Ю. Воронов и др.) показали, что они (абсилы и абасги) были древнеабазо-абхазскими племенами.

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


Загрузка...
х