Отношение хаттского языка к северозападнокавказским (абхазо-адыгским).
В среде абазин, абхазов и адыгов немало антропонимов (прозвищ, личных и фамильных имен), восходящих к слову «хатт» (хатты): Хатожуко, Хатковы, Хаты, Хатыза, Хатукаевы и др.
В абазинском фольклоре зафиксировано (в двух вариантах) широко известное в среде абазин стихотворение, выдержка из которого гласит (сокращенно на абаз. яз.):
— ЪахIы, ъахIы!
— ДзачIвыйа ауи?
— ЦIаракIвыжв сакIвпI.
— Уабаъаз уара?
— ХIаты саъан...
Стихосложение построено в форме диалога двух действующих лиц - ЦIаракIвыжв (имя личное - Царакуж) с безымянным собеседником:
а второй спрашивает - Кто это?
Далее идет диалог: - Это я, Царакуж.
- Где ты был?
- Был я в Хаттах...
Из стихосложения ясно, что собеседники живут на Кавказе, но говорят между тем, что дорогу в Хаттское царство они не забыли, посещают.
Удивительно, конечно, не это, примечательно то обстоятельство, что народная память сохранила информацию, очевидно, о прежней своей родине и помнит о ней по прошествии нескольких тысяч лет.
Уместно будет привести общий вывод Я. Брауна относительно сходства хаттского языка с абхазо-убыхо-адыгскими, а также с нахско-дагестанскими.
Но прежде надо сказать, что гипотезу о сходстве этих языков высказывали ранее и ряд других ученых:
Е. Форрер,
Ю. Месарош,
И. М. Дунаевская,
С. А. Старостин,
В. Г. Ардзинба,
А. И. Абдоков и др.
Выводы же Я. Брауна во многом впитали в себя и заключения его предшественников:
На всех плоскостях своей структуры фонологической, морфологической, синтаксической и лексической хаттский язык обнаруживает (презентует) явное сходство с материалом северо-западной группы исконных кавказских языков".
Приведенные данные убеждают в том, что убыхи являются:
родственным народом по отношению к абазинам, абхазам и адыгам;
этносом с отличным от них самостоятельным языком;
наиболее архаичной частью абхазо-адыгского этнокультурного мира, демонстрирующей вместе с родственными народами близость с хаттским языковым миром;
народом, сформировавшимся на всем протяжении своего развития в одинаковых природных условиях (севера Месопотамии, северо-востока Малой Азии, Восточного Причерноморья) вместе с другими этносами абхазо-адыгской языковой среды.
Последнее положение обязывает внести более ясную картину относительно прародины убыхов.
Известно, что до своего выселения в 1864 г. убыхи занимали Сочинский сектор Причерноморья, все земли от морского побережья до снеговых хребтов между бассейнами рек Хоста (на юго-востоке) и Шахе (на северо-западе).
(По сведениям М. Ольшевского, С. Эсадзе и др. в их время эти границы были северо-западнее до р. Псезуапсе, а на юго-востоке - до Адлера).
Близость же убыхского языка к хаттскому говорит о том, что праубыхи, как и родственные им праабхазо-абазо-адыгские племена, в глубокой древности жили ещё на общей с хаттами территории или по соседству с ними в Юго-Восточном Причерноморье.
Столица же Хаттского царства находилась в Хаттусе, которая была расположена в 150 км к востоку от современной столицы Турции - Анкары.
Примерно с Юго-Восточного Причерноморья малоазийские племена праабхазо-убыхо-адыгов, как свидетельствуют археологи, антропологи, лингвисты и историки - востоковеды, ещё с эпохи неолита стали распространяться постепенно, очевидно, отдельными группами по всему Восточному Причерноморью до Азова и Крыма включительно.