Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Отношение хаттского языка к северозападнокавказским (абхазо-адыгским).

Отношение хаттского языка к северозападнокавказским (абхазо-адыгским).

Отношение хаттского языка к северозападнокавказским (абхазо-адыгским).
История
admin
Фото: Адыги.RU
00:44, 03 февраль 2020
297
0
В среде абазин, абхазов и адыгов немало антропонимов (прозвищ, личных и фамильных имен), восходящих к слову «хатт» (хатты): Хатожуко, Хатковы, Хаты, Хатыза, Хатукаевы и др. В абазинском фольклоре зафиксировано (в двух вариантах) широко известное в среде абазин стихотворение, выдержка из которого гласит (сокращенно на абаз. яз.):...
Отношение хаттского языка к северозападнокавказским (абхазо-адыгским).

В среде абазин, абхазов и адыгов немало антропонимов (прозвищ, личных и фамильных имен), восходящих к слову «хатт» (хатты): Хатожуко, Хатковы, Хаты, Хатыза, Хатукаевы и др.

В абазинском фольклоре зафиксировано (в двух вариантах) широко известное в среде абазин стихотворение, выдержка из которого гласит (сокращенно на абаз. яз.):

ЪахIы, ъахIы!
ДзачIвыйа ауи?
— ЦIаракIвыжв сакIвпI.
— Уабаъаз уара?
— ХIаты саъан...

Стихосложение построено в форме диалога двух действующих лиц  - ЦIаракIвыжв (имя личное - Царакуж) с безымянным собеседником:

первый громко прокашлялся (Ахы, ахы!),
а второй спрашивает - Кто это?
Далее идет диалог: - Это я, Царакуж.
- Где ты был?
- Был я в Хаттах...

Из стихосложения ясно, что собеседники живут на Кавказе, но говорят между тем, что дорогу в Хаттское царство они не забыли, посещают.

Удивительно, конечно, не это, примечательно то обстоятельство, что народная память сохранила информацию, очевидно, о прежней своей родине и помнит о ней по прошествии нескольких тысяч лет.

Уместно будет привести общий вывод Я. Брауна относительно сходства хаттского языка с абхазо-убыхо-адыгскими, а также с нахско-дагестанскими.

Но прежде надо сказать, что гипотезу о сходстве этих языков высказывали ранее и ряд других ученых:



Е. Форрер,



Ю. Месарош,



И. М. Дунаевская,



С. А. Старостин,



В. Г. Ардзинба,



А. И. Абдоков и др.

Выводы же Я. Брауна во многом впитали в себя и заключения его предшественников:

"Хотелось бы обратить внимание ученых-кавказоведов на значение данных хаттского языка называемого также протохеттским, для истории интересующего нас лингвистического ареала.
На всех плоскостях своей структуры фонологической, морфологической, синтаксической и лексической хаттский язык обнаруживает (презентует) явное сходство с материалом северо-западной группы исконных кавказских языков".

Приведенные данные убеждают в том, что убыхи являются:



родственным народом по отношению к абазинам, абхазам и адыгам;



этносом с отличным от них самостоятельным языком;



наиболее архаичной частью абхазо-адыгского этнокультурного мира, демонстрирующей вместе с родственными народами близость с хаттским языковым миром;



народом, сформировавшимся на всем протяжении своего развития в одинаковых природных условиях (севера Месопотамии, северо-востока Малой Азии, Восточного Причерноморья) вместе с другими этносами абхазо-адыгской языковой среды.

Последнее положение обязывает внести более ясную картину относительно прародины убыхов.

Известно, что до своего выселения в 1864 г. убыхи занимали Сочинский сектор Причерноморья, все земли от морского побережья до снеговых хребтов между бассейнами рек Хоста (на юго-востоке) и Шахе (на северо-западе).

(По сведениям М. Ольшевского, С. Эсадзе и др. в их время эти границы были северо-западнее до р. Псезуапсе, а на юго-востоке - до Адлера).

Близость же убыхского языка к хаттскому говорит о том, что праубыхи, как и родственные им праабхазо-абазо-адыгские племена, в глубокой древности жили ещё на общей с хаттами территории или по соседству с ними в Юго-Восточном Причерноморье.

Столица же Хаттского царства находилась в Хаттусе, которая была расположена в 150 км к востоку от современной столицы Турции - Анкары.

Примерно с Юго-Восточного Причерноморья малоазийские племена праабхазо-убыхо-адыгов, как свидетельствуют археологи, антропологи, лингвисты и историки - востоковеды, ещё с эпохи неолита стали распространяться постепенно, очевидно, отдельными группами по всему Восточному Причерноморью до Азова и Крыма включительно.

Об этом же говорит и топонимия региона.

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)