Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Археология » МАМЛЮКСКИЕ ГЕРБЫ ИЗ ПРИКУБАНЬЯ. Л.Э.ГОЛУБЕВ

МАМЛЮКСКИЕ ГЕРБЫ ИЗ ПРИКУБАНЬЯ. Л.Э.ГОЛУБЕВ

МАМЛЮКСКИЕ ГЕРБЫ ИЗ ПРИКУБАНЬЯ. Л.Э.ГОЛУБЕВ
Археология
admin
Фото: Адыги.RU
10:48, 29 декабрь 2019
650
0
В 1997 г. автором были опубликованы позднесредневековье погребения из могильника МТФ-З у ст.Старокорсунской (Голубев Л.Э., 1997, с.115-120). В погребении 21 находились два одинаковых медальона из шелка и войлока на деревянной основе (Голубев Л.Э., 1997, с. 115, рис.1,1-3). Эти предметы в силу их необычности заслуживают отдельного рассмотрения. Медальоны (плохой сохранности) находились у черепа, имели зеркальные изображения, вышитые бронзовой нитью. По краю медальона идет кант в виде фестонов. Внутри ближе к краю проходят две широкие линии. По центру медальон разделен полосками на три части. В одной - крайней части изображена голова с длинными ушами, напоминающая заячью. Во второй крайней части изображения утрачены. В средней части находятся два изображения пиалообразных сосудов, расположенных по одной линии. Медальоны лежали
МАМЛЮКСКИЕ ГЕРБЫ ИЗ ПРИКУБАНЬЯ. Л.Э.ГОЛУБЕВ


В 1997 г. автором были опубликованы позднесредневековье погребения из могильника МТФ-З у ст.Старокорсунской (Голубев Л.Э., 1997, с.115-120). В погребении 21 находились два одинаковых медальона из шелка и войлока на деревянной основе (Голубев Л.Э., 1997, с. 115, рис.1,1-3). Эти предметы в силу их необычности заслуживают отдельного рассмотрения.

Медальоны (плохой сохранности) находились у черепа, имели зеркальные изображения, вышитые бронзовой нитью. По краю медальона идет кант в виде фестонов. Внутри ближе к краю проходят две широкие линии. По центру медальон разделен полосками на три части. В одной - крайней части изображена голова с длинными ушами, напоминающая заячью. Во второй крайней части изображения утрачены. В средней части находятся два изображения пиалообразных сосудов, расположенных по одной линии. Медальоны лежали так, что "морды зайцев" были направлены к черепу, а ушами к плечам покойного. Медальоны были изготовлены способом вышивания галуном "на дощечках", что, возможно, говорит о местном их происхождении (Шилинг Е., 1940, с. 156).

Автор публикации предполагал, что эти медальоны могли быть деталями головного убора. Предположение опиралось на то, что на рубеже XIV-XV вв. у ирано-монгольских шлемов бытовали наушья, представляющие собой "систему из двух, реже трёх стальных дисков, привязанных ремешками к бармице (рис. 1, 2) (Горелик М.В., 1983, с.261, табл. VIII, 7). Кубанские медальоны близки по внешнему облику и синхронны таким наушьям. Наши медальоны не были металлическими (возможно, это и не обязательно). Отсутствие самого шлема в погребении могло бы объясняться наличием традиции имитации дорогого оружия в погребальной практике. Но у позднесреднековых адыгов следы такой традиции нам не известны.

Впоследствии мне стали известны факты, заставившие изменить мнение по поводу функционального назначения медальонов.

Изображения на медальонах находят полные аналогии изображениям на мамлюкских гербах, называющимися "rank".

Ранк был личным гербом, не передающимся по наследству, так же, как и должность мамлюка. Изображение на гербах являлись символом достижений в военной и административной карьере его владельца. Они всегда имели круглую форму. Знак, напоминающий голову зайца, является изображением пенала для письменных принадлежностей и обозначает конкретную должность в административном аппарате Мамлюкского султаната (рис.1, 3-7). Пиала (чаша) обозначала высокий воинский чин - виночерпия (рис.1, 3-7). На гербах так же изображались сабли (рис. 1,5), клюшки для игры в "поло" (рис.1, 8). Изображения ромба означали владение особым плащом (мантией) -символом эмирской власти (рис.1, 4,6,7).

Заметим, что изображения чаши или пиалы встречаются и на половецких изваяниях (Плетнёва С.А., 1974, с.50, рис.23,1-10, рис.51). Как известно, половцы составляли отдельную этническую группу в мамлюкском сообществе, причем весьма значительную.

Большое количество чаш и кубков было найдено в белореченских курганах, где зафиксирован обычай класть чаши под голову и локти умершего. По мнению отдельных исследователей,"эти случаи следует рассматривать как выполнение какого то особого обряда..." (Левашова В.П., 1953, с. 175). Об особом отношении к чашам у адыгов упоминает и итальянец Джорджио Интериано: "В домах у них имеются массивные золотые чаши, стоимостью от тридцати до пятисот дукатов (я говорю здесь о знатных), так же и серебряные, из которых они пьют с величайшей торжественностью, которой обставляется у них эта церемония: более чем любые другие обрядности. Они выпивают постоянно и во славу Божию, и во имя святых, и во здравие родичей, и в честь памяти умерших друзей и в память каких-либо важных и замечательных подвигов, и пьют с большой торжественностью и почтением, словно совершая священнодействие, всегда с обнажённой головой в знак наивысшего смирения... Если же случится им приобрести в качестве добычи или иным путём золото или серебро, то сейчас же они его тратят на те чаши, о которых я говорил выше..." (Адыги ..., 1974, с.49,50).

Чаши использовались и при обряде захоронения знатного человека: "...его посещают родные, друзья и подданные, которые приносят различные дары, вроде серебряных чаш, луков, стрел и других предметов" (Адыги ..., 1974, с.51).

С.Х.Хотко предполагает, что изображение нескольких пиал на одном гербе, сопровождающееся изображениями стилизованных рогов для пития, связано с легендой о происхождении этникона "бжедуг". Бжедуги получили своё имя, украв на темергоевском пиру рога для пития. Не исключено, что изображение сосудов для пития в мамлюкской геральдике занесено с Кавказа (рис.1, 4,б,7).

На одном из гербов имеется изображение тамги (рис.1, 4). Подобные знаки встречались во многих местах Евразии, в том числе и на Северном Кавказе (ЯхтаниговХ.Х., 1993, с.146,рис.820,829;с.156, рис.2; с. 158, рис. 1; с. 169, рис.464,465). Трёхполосная структура гербов характерна для кон. XIV -1 -й пол. XV вв.

Автор считает, что гербы из могильника МТФ- 3 являются деталями плаща, которым был накрыт покойник. Положение гербов в погребение было неправильным (рис.1, 1), изображение пеналов и пиал на них должно быть горизонтальным. Только при застёгнутом плаще гербы должны были принять правильное положение (рис.1,1а).

Плащ был символом эмирской власти и являлся доказательством высокого положения умершего. Герб своего господина мог носить и рядовой вассал, но вассал не имел право на ношение плаща (Хотко С.Х., 1993, с.34). Маловероятно, что такой личный сословный символ как плащ мог быть предметом импорта или подарком. Важно заметить, что погр. № 21 находилось в некотором удалении от основной группы захоронений могильника.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)