ПШЫНЭ (ПЩЫНЭ) «АДЫГСКАЯ ГАРМОНИКА»

ПШЫНЭ (ПЩЫНЭ) «АДЫГСКАЯ ГАРМОНИКА»
Искусство
admin
Фото: Адыги.RU
10:45, 29 декабрь 2019
1 977
0
Несмотря на то, что во многих отечественных и зарубежных источниках родиной гармоники называется Германия, этот вопрос до сих пор дискутируется. Время появления гармоники у адыгов в большинстве источников указывается приблизительно. По А.Ф. Гребневу горские народы познакомились с гармошкой в середине 19 века с распространением русского влияния на народы Северного Кавказа.Это же время называет адыгский фольклорист Ш.Шу. Но в 30-40 годы 19 века диковинный инструмент не упоминается даже такими наблюдательными и пристрастными людьми как адыгские просветителт Хан-Гирей, Шора Ногмов. Даже значительно позже-в 1885 году - композитор и пытливы ученый Сергей Иванович Танеев в исследовательской статье о горской музыке в ряду описываемых музыкальных инструментов гармонику не называет.
ПШЫНЭ (ПЩЫНЭ) «АДЫГСКАЯ ГАРМОНИКА»


Несмотря на то, что во многих отечественных и зарубежных источниках родиной гармоники называется Германия, этот вопрос до сих пор дискутируется. Время появления гармоники у адыгов в большинстве источников указывается приблизительно. По А.Ф. Гребневу горские народы познакомились с гармошкой в середине 19 века с распространением русского влияния на народы Северного Кавказа.Это же время называет адыгский фольклорист Ш.Шу. Но в 30-40 годы 19 века диковинный инструмент не упоминается даже такими наблюдательными и пристрастными людьми как адыгские просветителт Хан-Гирей, Шора Ногмов. Даже значительно позже-в 1885 году - композитор и пытливы ученый Сергей Иванович Танеев в исследовательской статье о горской музыке в ряду описываемых музыкальных инструментов гармонику не называет. По всей вероятности,ни среди адыгов,ни среди балкарцев он гармонику не встретил. В то же время,существет немало свидетельств об активном вхождении нового музыкального инструмента в адыгскую традиционную среду с конца 60-х годов 19 века. В.Тепцов в книге "По истокам Кубани и Терека" пишет, что побывавший на свадьбе у кабардинцев в долине Баксан в 1892 году наблюдал танцы молодежи под гармонику. Вероятно, для того, чтобы гармоника была "допущена " на традиционную свадьбу, потребовалось определенное время в освоении инструмента и готовность публики к его восприятию. Вполне допустимо, что в различных селениях, в каждом конкретном регионе гармоника появлялась -примерно с дистанцией в 10-15иногда 20-25 лет. Определенный период времени новый инструмент функционировал параллельно с древнейшими музыкальными орудиями, вступая с ними в определенную борьбу.
Одно из самых ранних фольклорных упоминаний о гармонике встречается в кабардинской песне о Джамботе Кушхове. В песне мать убитого героя просит свою невестку Нэгурэш выйти с гармошкой и сыграть для нее кафу: "Ей,Нэгурэш,уи пшынэр къащтэ,жи дыкъэгъафэ! Нэгурэшу дахэмэ и пшынэр къещтэри къафэ йоуэ. Л1ыгъэу Екъубмэ ищ1ам хуэгуф1эуэ и анэр щэ къофэ".
Если это не позднее присочинение к гъыбзэ, то сомневаться в том,что под словом "пшынэ" здесь понимается гармоника, не приходится. Версия о том,что кабардинцы приняли гармонику раньше, чем другие адыгские субэтносы, весома состоятельна. Во -первых, восточные адыги, в сравнении с западными,всегда были более открыты к любого рода инновациям. Во-вторых,как известно, на территории Кабарды не было опустошающих жестоких военных действий. К началу 90-х годов новый музыкальный инструмент уже широко и повсеместно бытует у всех этнических групп адыгов.
В течение почти пяти десятилетий в обширный ареал традиционной адыгской среды вошли гармоники различных видов и строев из многочисленных пунктов и производства. Время с 50-х по 90-ые годы можно обозначить как период стихийного проникновения разнообразных гармошечных инструментов. В России в это время специалисты насчитывали около двухсот гармошечных видов. По своременному статус-кво ы музыкальной культуре мы отчасти можем восстанавливать социально-культурную картину прошлого. В адыгской среде существовали и собственные специфические механизмы распространения новых музыкальных инструментов. У кабардинцев известен обряд - ПШЫНЭЕФЭ - пир,вечеринка,устриваемая для сбора денег на покупку гармоники. Обычно пшынэефэ организовывала семья, в которой росла девочка или девушка, желающая научиться играть. Не имея возможности самостоятельно купить инструмент,родители приглашали на пшынэефэ родственников,друзей,соседей. Приглашенные на пир мужчины выкладывали на стол деньги,которых хватало на покупку гармони.
Гармоника вытеснила камыль и шычепшинэ. Пшынэ с ее большими выразительными возможностями символизировала яркое, новое, современное искусство; шык1эпшынэ и камыль становились символами исторического прошлого.
На Кавказе не прижились гармоники с круглыми кнопками. Возможно,народных музыкантов не устраивала маленькая игровая площадь кнопочных грифов, не отвечающая их эстетическим вкусам и практической целесообразности. Гармоники с рояльными клавишами, напротив обеспечивали сравнительно большую игровую площадь. Облик рояльных клавиш более соответствовал эстетическим идеалам адыгов. Их размеры, форма, ровность сопоставимы с газырями на мужском костюме.
В процессе формирования гармоники особые требования предъявлялись к числу регистровыъ планок. Они позволяли менять тембр гармони, создавать несколько его вариантов. Были также особые претензии к весу гармоники. Она должна была быть легкой,удобной для игры в положении стоя. Потребность в легкой гармонике определялась сложившейся традицией танцевального круга, в котором гармонист не просто создает музыкальное сопровождение танцу, а включается в систему игрового пространства круга.
Декор
В народном представлении адыгская гармоника является изящным и очень красивым предметом, настоящим произведением искусства. Не случайно в народе бытует загадка: "Къэбатэр тырабзэ,къок1ым бзэрабзэу къуцо" - "Бархатом обшита,на коленях переливается". Нам не известно, чтобы адыгская гармоника когда-либо обшивалась бархатом, но в восприятии людей она была богатой и нарядной вещью, подобной красивому дорогостоящему бархату.
В музыкальных инструментах ничего не бывает лишнего,случайного. Детали выполняют звукообразующую или эстетическую функции, часто отражающие древние магические верования. Основная украшающая деталь-металические бляшки, расположенные с лицевой, тыльной и боковых сторон гармоники. Пристрастие к металлическим украшениям имеет объяснение в древнейшей истории. Использование золотых и серебрянных бляшек фиксируется у предков адыгов еще со времен Майкопской археологической культуры. Ими украшались мужская и женская одежда, покрывала, сбруя лошади, мужские пояса. Такие украшения возвеличивали человека, оберегали его от сглаза. Металлические накладки нашивались по уголкам женских кафтанов, сбоку платья под рукой; существовали также нагрудные и плечевые бляшки. Они оберегали и защищали человека, "усиливали" его руки и составляли эстетический элемент одежды.
Несколько десятилетий, уже более века, коренные жители Причерноморья – адыги-шапсуги, влюбленные в музыку на генетическом уровне, считают гармошку своей, родной, называют адыгской. Ни одно мало-мальски важное событие в жизни – свадьба, день рождения, встреча друзей, гостей, проводы в армию или молодежное танцевальное джэгу не обходится без этого мелодичного инструмента, хотя немногие, к сожалению, знают, что корни нынешней адыгской гармони находятся… в древнем русском городе Вятка, знаменитом своими мастерами.
Адыги давно играют на вятских гармониках. Что, казалось бы, здесь удивительного? Вятские гармошки известны по всей России, однажды слава о местных умельцах дошла до Кавказских гор и вот уже потянулись ходоки в край вятских промыслов, стали увозить в свои аулы новые, пахнущие древесиной и клеем инструменты, – рассказывает известный искусствовед из Майкопа Алла Соколова, многие годы профессионально изучающая музыкальную культуру адыгов. – В каждом селении обязательно живут по нескольку музыкантов. Одни – не выступают публично, другие – играют только в своих молодежных компаниях, но есть, безусловно, и общепризнанные мастера. Их уважают, ими гордятся, приглашают на свадьбы, без их участия не проходит ни одно торжество в ауле или городе. И многие из этих виртуозов играют только на гармониках, изготовленных русскими мастерами Столбовыми – уроженцами деревни Столбовы Вятской губернии.
в последние годы XIX века каким-то неизвестным путем, скорее всего, через купцов-перекупщиков, гармоника, сделанная руками основателя династии Федора Ильича Столбова, попала сначала на территорию современной Адыгеи, а затем – и на Черноморское побережье, к шапсугам. Новинка настолько понравилась местным музыкантам, что уже через несколько лет адыги сами стали ездить в Вятку. И не просто так: у них были свои предложения и пожелания по усовершенствованию инструмента. – Им, например, хотелось, чтобы гармоника была легче: адыги играют на свадьбах по 3-4 часа подряд, а иногда и больше, причем делают это традиционно стоя, – разве в подобных условиях удержишь в руках тяжелый инструмент! – подчеркивает искусствовед. – И если на тальянках, скажем, было двенадцать клавиш, то адыгским музыкантам хотелось иметь все шестнадцать. В этом случае их музыка звучала полнее и ярче. Регистры адыгам были не нужны, но регистровые кнопочки нравились – они украшали гармонику. Так постепенно на основе русской и сформировался привычный тип современной адыгской национальной гармошки, которую в народе стали называть пщынэ.
Гармоники с клеймом "Столбов и сыновья", считались инструментами высшего качества, были штучным товаром, поэтому "уходили" буквально нарасхват. Инструменты переправлялись и по почте, и с посыльными. Сам Иван Федорович не раз лично возил свои произведения, сделанные по специальному заказу, на Кавказ, в частности, в город Сочи и Туапсинский район, где у него было немало знакомых музыкантов. Но чаще адыги сами ездили в далекую Вятку. И внушительное расстояние их нисколько не пугало: ради, как сказали бы сейчас, эксклюзивного пщынэ, а одна гармошка действительно не похожа на другую, особенно своим "голосом", они готовы были ехать даже на край света.
Столбовские инструменты, имевшие настоящую адыгскую душу, давно стали историческими раритетами – их, к сожалению, больше не делает никто: Иван Федорович, последний из знаменитой династии, умер в феврале 2011 года в возрасте 92-х лет. Есть, конечно, последователи Столбовых, другие специалисты, занимающиеся изготовлением гармошек, но так называемые новоделы или копии под старину, естественно, значительно уступают тем, что в свое время создавали прославленный мастер и его сыновья.
Крайне редки эти инструменты в Причерноморской Шапсугии. Ныне им – в прямом и переносном смысле – просто цены нет. Истинные знатоки легко узнают столбовские гармошки даже с закрытыми глазами – по звуку, знают наперечет всех счастливых обладателей уникальных гармошек, которые и сегодня иногда можно услышать на адыгских свадьбах или в узком кругу друзей. Подержать в руках эти удивительные инструменты многие, особенно, молодые музыканты считают огромной удачей, а уж что-нибудь исполнить на них – и вовсе большой честью для себя.
Играть на гармони у шапсугов всегда считалось особенно почетным делом. Искусство это весьма сложное, что называется, не для каждого. Сейчас ему обучают в музыкальных школах и училищах, но раньше осваивали сугубо самостоятельно: перенимали опыт у старших, воспроизводили мелодии по старым виниловым пластинкам и магнитофонным записям, заучивая буквально на слух, поэтому стать настоящими, уважаемыми в народе мастерами со своим самобытным стилем удавалось лишь единицам. В свое время самородки были в каждом ауле, к счастью, традиции живы: и сейчас у нас есть немало талантливых ребят – победителей и лауреатов престижных международных конкурсов, крупных всероссийских и региональных фестивалей, но все же главным показателем популярности настоящего гармониста, как и прежде, остаются искренняя любовь и широкое признание среди земляков.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)