Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Японское оружие и боевые искусства в 1880 году глазами русского офицера

Японское оружие и боевые искусства в 1880 году глазами русского офицера

Японское оружие и боевые искусства в 1880 году глазами русского офицера
История
zafe
Фото: Адыги.RU
00:33, 12 февраль 2020
610
0
Япония начала более или менее широко контактировать с Россией довольно поздно - только после подписания Симодского трактата в 1855 году. Вероятно, именно тогда в Россию официально попал и первый японский меч (в дореволюционной русскоязычной оружиеведческой традиции - сабля), который японские представители подарили адмиралу Е. Путятину. Оружие было описано писателем И. Гончаровым в путевых заметках: "Но самым замечательным и дорогим подарком была сабля, и по достоинству, и по значению. Японские сабельные клинки бесспорно лучшие в свете. Их строго запрещено вывозить. Клинки у них испытываются, если Эйноске не лгал, палачом над преступниками. Мастер отдает их по выделке прямо палачу, и тот пробует, сколько голов (!? - восклицание Гончарова - ИО) можно перерубить разом. Мастер чеканит число голов на клинке. Это будто бы и служит у
Японское оружие и боевые искусства в 1880 году глазами русского офицера

Япония начала более или менее широко контактировать с Россией довольно поздно - только после подписания Симодского трактата в 1855 году. Вероятно, именно тогда в Россию официально попал и первый японский меч (в дореволюционной русскоязычной оружиеведческой традиции - сабля), который японские представители подарили адмиралу Е. Путятину. Оружие было описано писателем И. Гончаровым в путевых заметках: "Но самым замечательным и дорогим подарком была сабля, и по достоинству, и по значению. Японские сабельные клинки бесспорно лучшие в свете. Их строго запрещено вывозить. Клинки у них испытываются, если Эйноске не лгал, палачом над преступниками. Мастер отдает их по выделке прямо палачу, и тот пробует, сколько голов (!? - восклицание Гончарова - ИО) можно перерубить разом. Мастер чеканит число голов на клинке. Это будто бы и служит у них оценкою достоинства сабли. Подаренная адмиралу перерубает, как говорит Эйнике, три головы. Сабли считаются драгоценностью у японцев. Клинок всегда блестит, как зеркало, на него, как говорят, не надышутся. У Эйноске сабля, подаренная ему другом, существует, по словам его, пятьсот лет. Я не знаю толку в саблях, но не мог довольно налюбоваться на блеск и отделку клинка, подарка Кавадзи. Ножны у ней сделаны, кажется, из кожи акулы и зашиты в шелк, чтобы предостеречь от ржавчины" (Гончаров И. Русские в Японии в начале 1853 и в конце 1854 годов (Из путевых заметок)). Следует отметить, что либо Эйноске все-таки лгал по поводу голов, либо имел место неточный перевод, но вольно или невольно был создан один из мифов о таком способе тестировании японских клинков.

Как писал В. Крестовский в 1880 году, "по сведениям, сообщенным мне в арсенале, вооружение Японцев до 1853 года состояло из лука с колчаном стрел, пики, двух сабель, длинной и короткой, которые носились каждым воином, а для стрелков имелось фитильное ружье, редко, впрочем, употреблявшееся в дело. Все это было показано мне на месте в превосходных образцах и на манекенах" (Крестовский В. В дальних водах и странах). Однако с началом реставрации Мейдзи (с 1868 года) Япония стремительно превратилась в мощную и агрессивную империю, включившуюся в глобальный передел мира. Одним из актов в рамках реформ стал указ о запрете ношения мечей, принятый в 1876 году ("Этим провозглашаем, что отныне запрещается носить мечи, за исключением лиц в церемониальной одежде, а также в устоявшейся для военных и полицейских униформе. мечи нарушителей будут конфискованы"). Японская армия вооружалась европейским оружием и изучала европейскую тактику, а старое оружие ушло в антикварные лавки, которые В. Крестовский описывал так: "Тут были и лаки, и бронзы, и фарфор, и костяные миниатюры, и разное оружие, как например, панцири и шлемы, копья и стрелы, сабли благородных самюре, ножи-гаракири (для вспарывания себе брюха) и ножи-бердыши, насаженные на инкрустированные древки. Я купил для своей коллекции полное рыцарское вооружение за 45 бумажных иен, то есть почти даром. Антикварий, вздыхая, жаловался нам, что цены на старинное оружие вообще упали с тех пор, как правительство преобразовало армию на европейский лад и запретило всем самюре (самураям - ИО) носить по две сабли; со стороны же европейцев спрос на вещи этого рода ничтожен" (В. Крестовский).

В этот период система боевой подготовки японца представляла собой причудливую смесь традиционных и европейских техник. В. Крестовский, описывая военное училище японской армии, отмечал: "Все вообще воспитанники кроме стрельбы в цель из пехотных ружей обучаются еще стрельбе и из револьверов, фехтованию на штыках, палицах, рапирах и эспадронах, а также и гимнастике, в которой они по свойственной вообще поджарым японцам ловкости и верткости являются истинно молодцами. Для фехтования имеются две школы или методы: одна - общеевропейская, другая - древнеяпонская. Для этой последней обучающиеся надевают особые маски-шлемы, лакированные латы и какие-то особые юбки по щиколотку: обе руки предохраняются толстыми перчатками с высокими кожаными крагами по локоть. Древнеяпонский бой происходит на бамбуковых тростях с длинными рукоятками, за которые дерущийся берется обеими руками. Длина этих тростей различна и соответствует размерам старых японских сабель (короткой и длинной) и бердышей, или кривых ножей, которые насаживались на длинное древко. Противники перед боем делают друг другу салют в виде земного поклона и затем, быстро вскакивая на ноги, приступают попеременно к нападению и обороне. Древний бой всегда сопровождается визгом вроде нашего казачьего во время "лавы" и рычанием вроде звериного. Иногда в бою одновременно принимают участие несколько противников -- от шести до десяти человек, и тогда происходит очень эффектная общая свалка. Самый бой нередко варьируется состязанием различных оружий: сабли малой против большой, сабли против копья или бердыша и тому подобное. Для всего этого существуют особые приемы, жесты, позы и преимущественно увертливые скачки в сторону, совершенно иные, чем у нас, но описание их слишком отвлекло бы меня от прямой моей задачи. Скажу только, что этот бой всегда был очень популярен и пользовался большим почетом и уважением в Японии, так что фехтовальному искусству обучались там не только самураи, но нередко и совершенно мирные граждане, даже светские женщины, для которых и до сих пор имеются здесь свои особые фехтовально-гимнастические заведения" (В. Крестовский). Оценивая эту систему подготовки, можно предположить, что японец, знакомый с традиционной и европейской системами фехтования, должен был быть весьма опасным противником для европейца в поединке.

Традиции отражались и на поведении японца в бою: "Что до боевых качеств, то, несмотря на недавность своего существования, японская армия уже имела два случая показать себя в деле. В первый раз молодому японскому солдату пришлось идти в огонь в 1875 году, во время Формозской экспедиции, а во второй - при усмирении Сатцумского восстания 1876 - 1877 годов, причем второй опыт, как говорят, был в военном смысле посерьезнее первого. В обе эти кампании, по свидетельству посторонних очевидцев, японские солдаты в наилучшем свете показали свою выносливость в походе и храбрость в бою. Мне говорил барон Эйзендеккер, германский посланник в Японии, человек сам военный и бывший очевидцем, что они спокойно встречают и стойко выдерживают неприятельский огонь,-- и это, в числе других причин, быть может и потому что японец вообще довольно равнодушен к жизни,-- но сами не любят долго заниматься перестрелкой. Древний рыцарский дух, как видно, не угасший и доселе в японском народе, влечет его солдата к личному столкновению с противником, не издалека, а грудь с грудью, чтобы померяться с ним личною доблестью и ловкостью и искусством на холодном оружии. Прятаться в цепи за пни и камни, залегать в ямы и канавы и стрелять в большей безопасности из-за закрытий японцы не любят: "Это война трусов или разбойников; честный человек идет на противника прямо", говорят их солдаты. Да и офицеры, в особенности принадлежащие к сословию самураев, проникнуты тем же убеждением, и оттого-то военные здесь, во-первых, не уважают огнестрельного оружия вообще, как не особенно уважают и своих европейских учителей, впервые познакомивших их с таким способом ведение современного боя; а во-вторых, в самом бою с нетерпением ожидают сигнала атаки. В значительном числе случаев бывало даже так что чуть лишь представится малейшая возможность атаковать, японские солдаты в ту же минуту, не заботясь о подготовке атаки огнем, а иногда и безо всякого приказания сами отмыкали от стволов свои штыки-ятаганы (японцы были вооружены однозарядной винтовкой системы Снайдера с штыком ятаганного типа - ИО), закидывали ружья за спину и с визгом, похожим на гик нашей казачьей лавы, быстро кидались на противника в рукопашную. В этом они схожи с черногорцами, которые, как известно, атаку в ятаганы предпочитают всякому иному способу, и очевидцы свидетельствуют, что ятаган в руках японца является страшным оружием. В минуту такой атаки японец, весь проникнутый воинственным экстазом, доходит до полного самозабвения. Пренебрегая или, лучше сказать, не помня об опасности, он стремится только к одному - как бы поскорее дорваться до противника для одиночного с ним боя, и тут, говорят, надо видеть изумительные скачки этих людей, их прыжки и ловкие увертки из-под ударов, все время сопровождаемые визгом и рычанием, которыми они стараются подражать вою диких зверей и реву тигров: сущие черти" (В. Крестовский). Следует отметить, что в Русско-японскую войну японцы уже предпочитали стрельбу, причем не жалели ни патронов, ни снарядов.

Впрочем, традиционные искусства сохранялись в качестве занятий для избранных: "мы очутились в довольно низкой, но очень длинной зале. На противоположном конце ее был поставлен большой круглый щит из толстого пергамента, натянутый как тамбурин на обруч. То была мишень для стрельбы из лука. Тут мы нашли множество мальчиков и взрослых людей, от души предававшихся этой любимейшей у японцев забаве. Между стрелками находился и бритоголовый бонза в легком подпитии, который предложил и нам поупражняться в "благородном искусстве". На взгляд оно, кажись, дело нехитрое, и мы, ничтоже сумняся, взяли по небольшому луку и наложили на них стрелы с тупыми наконечниками, но увы! - ни одна из них не долетела до цели. А между тем, что касается до стрельбы из ружей, то все мы, как военные и охотники, более или менее мастера этого дела. Неудачи наши вызывали у японцев добродушный смех; они нам что-то объясняли, учили, как держать лук и стрелу, как натягивать тетиву, как целится, но ничего из этого не выходило; стрелы наши то не долетали, то перелетали или ложились вкось, и мы на собственном опыте изведали, что дело это вовсе не так просто, как кажется. Тут нужна не только безусловная твердость левой руки, держащей лук, не только особая сноровка, как и в какой круг целиться, но, главное, нужно знать или, вернее, почувствовать, с какой силой и насколько именно следует натянуть тетиву в зависимости от расстояния между стрелком и целью, чтобы попасть в последнюю. Искусство это требует больших и долгих упражнений, и недаром японцы начинают обучаться ему с трехлетнего возраста. Бонза оказался превосходным стрелком. Он проделал перед нами разные способы стрельбы, даже с некоторыми фокусами и в самых разнообразных положениях, - стоя, сидя, лежа, с колена, из-под руки и в обратном положении, то есть став к мишени спиной, но повернув к ней голову и часть корпуса, как бы отступая от преследующего врага, - и ни одна его стрела не минула цели" (В. Крестовский).

О документально подтвержденных фактах поединков японцев против европейцев, вы можете прочитать здесь.

О сравнении шашки и катаны без мифов вы можете прочитать здесь.

С мнением немецкого генерала о казаках и японской кавалерии в Русско-японскую войну вы можете ознакомиться здесь.

Мы продолжим публикации материалов об оружии и тактике армий разных стран мира и разных веков. Подписывайтесь на канал "Историческое оружиеведение", следите за публикациями, делитесь интересными статьями, ставьте лайки, комментируйте и задавайте вопросы. Это поможет развивать канал!

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)