Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Диаспора » Что такое "Диаспора" и какие есть диаспоры в Мире?

Что такое "Диаспора" и какие есть диаспоры в Мире?

Что такое "Диаспора" и какие есть диаспоры в Мире?
Диаспора / История
admin
Фото: Адыги.RU
11:54, 23 январь 2022
22 289
0
В условиях глобализации и возрастания масштабов миграции активизируются процессы диаспоризации, а сами диаспоры становятся все более активными акторами современной мировой политики. Существует несколько десятков определений термина диаспора и это многообразие обусловлено тем, что диаспора является предметом изучения различных дисциплин - этнографии, этнологии, истории, политологии, социологии, культурологии и т. д...
Что такое "Диаспора" и какие есть диаспоры в Мире?

В условиях глобализации и возрастания масштабов миграции активизируются процессы диаспоризации, а сами диаспоры становятся все более активными акторами современной мировой политики. Существует несколько десятков определений термина диаспора и это многообразие обусловлено тем, что диаспора является предметом изучения различных дисциплин - этнографии, этнологии, истории, политологии, социологии, культурологии и т. д.

ногие ученые (Л. Абрамян, С. Арутюнов, М. Дятлов, Т. Илларионова, З. Левин, Э. Мелконян, А. Милитарев, С. Панарин, Т. Полоскова, В. Попков, В. Тишков, Ж. Тощенко, Н. Федоров, М. Членов, Е. Чикадзе, В. Шнирельман и др.) рассматривают разные аспекты формирование и функционирования национальных меньшинств, переселенческих этнических групп, диаспорных сообществ.

Наиболее полный и точный анализ дефиниции «диаспора» дает В. А. Тишков: «диаспора - это культурно отличительная общность на основе представлений об общей родине и выстраиваемых на этой основе коллективной связи, групповой солидарности и демонстрируемого отношения к родине. Если нет подобных характеристик, значит, нет и диаспоры. Другими словами, диаспора -это стиль жизненного поведения, а не жесткая демографическая и тем более этническая реальность».

Большой интерес вызывает утверждение С. А. Арутюнова о том, что «диаспора - это не только и не столько состояние, диаспора - это процесс развития от «еще не диаспоры» через «собственно диаспору» к «уже не диаспоре».

Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева и А. А. Сусоколов считают, что в отношении «части этнонации, живущей за пределами территории ее самоопределения, термин диаспора более уместен».

Содержательным представляется определение диаспоры, которое дано М. А. Аствацатуровой. Она считает диаспору реальным этническим сообществом и трактует ее как «переселенческую этническую группу, проживающую вдали от территорий исторического этногенеза, структурированную в системных внешних и внутренних связях и осуществляющую этнокультурное самоопределение». М. А. Аствацатурова развивает тезис о коэффициенте диаспорности (К.Д.) по аналогии с коэффициентом многонациональности, а также тезис об этнокультурной анклавности диаспор, которые нацелены на сохранение, трансляцию и презентацию этнической идентичности в иноэтничном окружении большинства. Ведущим признаком диаспоры М. А. Аствацатурова считает са-моорганизационное, целенаправленное коллективное социальное творчество на основе национально-культурного самоопределения .

А. В. Авксентьев и В. А. Авксентьев трактуют дефиницию «диаспора» в расширительном плане и считают, что «диаспоры - это не только институционально организованные, но также и сложившиеся естественноисторическим путем и не организованные в какие-либо общественные структуры этнические коллективы» .

Усиливающиеся тенденции роста числа диаспор, их институционализация и конвертация их экономического и социального потенциала в политический способствуют превращению ряда диаспор в самостоятельных этнополитических акторов. Присутствие диаспоры за рубежом может рассматриваться как «фактор реализации национальных интересов, обеспечивающий политическое, экономическое, культурное и языковое присутствие в странах, имеющих для государства важное геополитическое и стратегическое значение», фактор двусторонних отношений, где диаспора способна выступить в роли «моста». При этом политика государства проживания по отношению к диаспоре оценивается как один из важных показателей политики по отношению к «исторической родине» диаспоры, что серьезно влияет на принятие внешнеполитических решений.

В современный период, как и два века назад, Юг России и Северный Кавказ является сферой геополитических интересов ряда стран и очагом некоторой нестабильности. В этой связи в России актуализируется проблема черкесской (адыгской) диаспоры, сохранившей высокий уровень этнической солидарности, «обладающей большим потенциалом этнополитической конфликтности и активно участвующей в глобальной публичной дискуссии о дальнейшей судьбе этого региона».

Анализ современного состояния черкесской (адыгской) диаспоры, изучение деятельности черкесских (адыгских) общественных организаций РФ и зарубежной диаспоры, проблема репатриации черкесов (адыгов) на историческую родину и влияние диаспоры на этнополитические процессы в регионе представляют значительный академический и практический интерес.

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)