Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » В стране черкесов редко совершались убийства

В стране черкесов редко совершались убийства

В стране черкесов редко совершались убийства
История
zafe
Фото: Адыги.RU
03:03, 10 февраль 2020
98
0
С другой стороны бытописателей Черкесии всегда поражало, что в стране, где почти все мужское население вооружено, сравнительно редко совершаются убийства и другие тяжкие и мелкие преступления. Теофил Лапинский с удивлением отмечал, что даже в условиях Кавказской войны черкесам были чужды такие проявления садизма и жестокости, как изувечение трупов, отрезание голов, ушей, рук, убийство безоружных, гнусности над женщинами и детьми. Большим позором считалось убить, ранить или чем-то унизить женщину. «У кабардинцев, -писал в этой связи Н.Ф. Грабовский, - убийство или поранение женщин и детей бывает феноменально редким явлением». С пленными русскими офицерами обращались часто как с гостями, о чем свидетельствует барон Торнау. Он пишет, что однажды его посадили за пиршественный стол рядом с легендарным Магометом Колчеруким (князем
В стране черкесов редко совершались убийства

С другой стороны бытописателей Черкесии всегда поражало, что в стране, где почти все мужское население вооружено, сравнительно редко совершаются убийства и другие тяжкие и мелкие преступления. Теофил Лапинский с удивлением отмечал, что даже в условиях Кавказской войны черкесам были чужды такие проявления садизма и жестокости, как изувечение трупов, отрезание голов, ушей, рук, убийство безоружных, гнусности над женщинами и детьми. Большим позором считалось убить, ранить или чем-то унизить женщину. «У кабардинцев, -писал в этой связи Н.Ф. Грабовский, - убийство или поранение женщин и детей бывает феноменально редким явлением». С пленными русскими офицерами обращались часто как с гостями, о чем свидетельствует барон Торнау. Он пишет, что однажды его посадили за пиршественный стол рядом с легендарным Магометом Колчеруким (князем Магометом Атажукиным), - честь, которой мог удостоится не каждый. Характеризуя черкесов, и сейчас неизменно отмечают, что «по нраву они мягки и миролюбивы, и только желание сохранить свою независимость развило в них воинственность».

Адыги не признавали войн и поединков без правил, без уважения к сопернику. Очевидцы Кавказской войны не зря подчеркивали, что «воинственный черкесский народ способен чтить мужество и отвагу даже своих врагов»30. Того же ожидали черкесы от царских солдат и офицеров. На этой почве развился своего рода конфликт цивилизаций, который на протяжении ста лет войны отчаянно пытались преодолеть не только адыги, но и прогрессивно настроенные российские офицеры и чиновники.

Мы убедились, что благодаря внедрению в ткань конфликта символов и ритуалов аффилиативного свойства, создавалась ситуация, обязывающая действовать в соответствии со сложившимися в феодальном обществе представлениями о чести, благородстве, мужестве, - действовать, подчас, в ущерб своим личным эгоистическим интересам, преодолевая гордыню, страх, инстинкт самосохранения. Аффи-лиативные ритуалы были призваны сгладить или устранить противоречия, установить согласие и поддержать социальный порядок в отношениях между людьми. В повседневном общении в этой роли выступают различного рода этикетные действия (улыбка, радушное приветствие, примирительное рукопожатие, извинение, благодарность), помогающие поддержать или восстановить добрые отношения, снять или ослабить возникшую напряженность. Для разрешения серьезных конфликтов используются более сложные, специально выделенные ритуальные действия и ритуалы: выяснение отношений и примирение через поединок, через обычай гостеприимства и покровительства, через клятву-присягу, через установление искусственного родства и др. Они привносят в конфликт новое видение ситуации, снижают накал страстей, прокладывают путь к сближению позиций.

Отсюда нравственный пафос этикетных действий и ритуалов, о которых идет речь в настоящей статье, в работах других авторов. В сущности, все или многие подобные ритуалы стали органической частью, смысловой доминантой этических рассказов - одного из самых богатых и сложных жанров в народном творчестве черкесов.

Однако не следует видеть в этих рассказах, в самом механизме ритуализации конфликтов, какое-либо намеренное приукрашивание действительности, мифологизацию образа жизни феодалов и в целом культурной истории черкесов. Ритуализация конфликтов и отражение связанных с этим конкретных событий в этических рассказах - такая же реальность культурной истории черкесов, как и факты насилия, плохо сдерживаемого моральными принципами и установками. Обращая на это внимание, я, вслед за другими исследователями феодального прошлого Черкесии, неоднократно подчеркивал, что зависть, бессмысленная вражда и убийство соплеменников могли бы составить длинный список неприглядных черт и сомнительных деяний черкесской знати.

ДРУГИЕ НОВОСТИ

Роман Шаронов покинул тренерский мостик "Рубина" после семи игр без побед

Путин подписал закон о расширении действия налога на самозанятых еще на 19 регионов

Минфин не позволит россиянам получить на руки замороженные пенсионные накопления

15 актеров и актрис, круто сбросивших вес для съемок: от –10 до –100 кг

У губернатора Якутии нашли 19 элитных автомобилей, которые обслуживают за счет бюджета

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х