Линейные меры у адыгов (черкесов)

Линейные меры у адыгов (черкесов)
Культура
admin
Фото: Адыги.RU
14:22, 18 декабрь 2019
295
0
Как и у других народов, линейными мерами у адыгов служили различные части человеческого тела и другие предметы. Их можно условно разделить на микро и макролинейные меры. К микролинейным единицам измерения относятся: 1. Зала — адыгейский дюйм — ширина указательного пальца, в отличие от длины сустава большого пальца у некоторых народов (Англия). Эта единица измерения обозначается и термином «1пэщэч» — ширина пальца. 2. Т1уалэ — адыгейский вершок, равный ширине сложенных вместе указательного и среднего пальцев. 3. Бжымы («кулак») — расстояние от места сгиба указательного пальца до места сгиба мизинца в кулаке, равное 7—8 см. 4. 1агущиз («1агу» — длань, «щиз» — равный) — адыгейская пальма (ПАША), но без охвата большого пальца, равная приблизительно 10 см. 5. 1апит1узэфагу — расстояние между раздвинутыми до предела указательными
Линейные меры у адыгов (черкесов)
Как и у других народов, линейными мерами у адыгов служили различные части человеческого тела и другие предметы. Их можно условно разделить на микро и макролинейные меры. К микролинейным единицам измерения относятся:

1. Зала — адыгейский дюйм — ширина указательного пальца, в отличие от длины сустава большого пальца у некоторых народов (Англия). Эта единица измерения обозначается и термином «1пэщэч» — ширина пальца.
2. Т1уалэ — адыгейский вершок, равный ширине сложенных вместе указательного и среднего пальцев.
3. Бжымы («кулак») — расстояние от места сгиба указательного пальца до места сгиба мизинца в кулаке, равное 7—8 см.
4. 1агущиз («1агу» — длань, «щиз» — равный) — адыгейская пальма (ПАША), но без охвата большого пальца, равная приблизительно 10 см.
5. 1апит1узэфагу — расстояние между раздвинутыми до предела указательными средним пальцами, равное 12 см.
6. 1апищзэфагу («1апищ» — три пальца, «зэфагу» — пространство) — расстояние между раздвинутыми до предела указательным и безымянным пальодми, дающее длину в 15 см.
7. 1абж — разновидность пальмы, но с охватом оттянутого большого пальца, равная 15—17 см.
8. 1апипл1зэфагу («1апипл1» — четыре пальца) — расстояние между раздвинутыми до предела указательным пальцем и мизинцем, составляющее 18—20 см.
9. Щэрэч — расстояние от конца растянутых большого и до кончика указательного пальцев, равное приблизительно 20 см. Это один из видов пяди.
10. Бжи (другой вид адыгейской пяди) равен расстоянию от кончика большого пальца до конца мизинца. Длина его составляет около 25 см. «л1эужыр бжиблэу мэожьы» — «мужество повторяется через семь бжи», — говорят адыги.
11. Лъэпэщиз («лъапэ» — конец ступни, «щиз» — равный) — адыгейский фут, равный. 30 с лишним сантиметрам. Он назывался также «лъэгу», — подошва ступни или ноги. Абхазы «фут» обозначают словами «аура шэага». Второе из них фонетически и этимологически полностью совпадает с адыгейским словом «шыгъэ» — «измеренный».

В номенклатуре линейных мер адыгов имеются и макро-линейные единицы измерения.

1. 1ашъорак1 (разновидность локтя) расстояние от угла между большим и указательным пальцами до локтя, равное около 40 см. У родственных адыгам абазинцев локтевой сустав называется сходным словом «аш1арк1ырта».

2. 1антэгъу (локоть) — расстояние от кончика среднего пальца до локтя, равное приблизительно 50 см. У шапсугов он называется словом «тхьаныкъо» — половина тха. Абхазы же обозначают его термином «ара» или — «рак».

3. Лъэконджэщиз — (лъэкуандж — колено) — расстояние от ступни до коленной чашечки, равное около- 50 .см. Эта линейная мера примыкает к такой единице измерения, как локоть.

4. Аршын («аршин») — по рассказам информаторов, аршин составляет четыре «щэрэч» или около 80 см. Видимо, адыги по-своему восприняли смысл этой единицы измерения, заимствованной у турков или у русских, у которых она не превышала 711 мм.

5. Тхьа («бог», «рука») — длина от грудины до кончика среднего пальца .вытянутой в сторону левой руки, равная приблизительно 100 см. Эта единица измерения состоит из двух локтей или, иначе говоря, из двух «полубогов» — «полурук».

6. Бгыщиз — расстояние от ступни до поясницы, равное одному тха.

7. Пшъэщиз («пшъэ» — шея) — расстояние от ступни до шеи, равное приблизительно полутора тха.

8. Л1ыщиз (л1ы — «мужчина») — высота, равная росту мужчины.

9. 1апл1ак1у — расстояние между кончиками средних пальцев распростертых рук. Бжедуги называют эту меру длины и термином «зпрагъ». По-видимому, он заимствован из тюркских языков. «1апл1ак1у» и «л1ыщиз» по своей протяженности почти одинаковы. Эти единицы длины равнозначны русской маховой сажени (klafter).

10» Сажн («сажень») — обозначение длины, заимствованное у русских, у которых она равна 2,13 м. Адыгейская сажень .первоначально совпадала с одним аплаку, т. е. маховой саженью. Она слагалась также из двух нормальных шагов, которые, в свою очередь, часто применялись как меры длины.

11. Шъок1апс («шъо» — кожа, «к1апсэ» — веревка) — кожаная веревка длиной приблизительно от 4 до 6 м. Шъок1апс применялась при измерении земельных площадей.

12. 1ахьрыгуащ («1ахь» — доля, «гуащ» — деление). — распределение земли с помощью веревки, длина которой зависела от размера надела. Такой мерой пользовались главным образом при разделе земельного наследства и при уточнении размера владения. Раздел наследства производился следующим образом: длина или ширина наследуемой площади земли измерялась веревкой. Затем складывали веревку во столько раз, сколько было претендующих наследников. Полученные таким образом отрезки веревки откладывались по земле, чем-завершался процесс дележа наследства.

13. Къорэгъ («шест») — орешниковая палка длиной от 4 до 6 метров или тха. Ее длина варьировала у различных этнографических групп адыгов. К адыгейскому названию шеста более близко грузинское слово «к1огри». Адыгейский шест, как «прямая сажень», сходен с «прямой еаженыо» (152 см) древних славян— исконных соседей адыгов, которой в XI веке была измерена по льду ширина Керченского пролива от Тмутаракани до Корчева. Шест адыгов по своей длине, судя по доступным источникам, несравним с подобными мерами длины других народов. Наиболее близки к нему шест арабов в 3,5 м, упоминаемый в «Тысяча и одной ночи», и китайский чжан 2 в 3,2 м.

14/Псагъ («стрельба») и «хьас» («участок»), Псагъ — определение расстояния дальностью полета стрелы при стрельбе из сложного лука. Расстояние обычно равно 100—150 м. Этим способом иногда пользовались при занятии земельных участков для подворного владения. «Хьас» же являлся участком земли, который выступал в качестве мерила земельных площадей. Адыги, в частности шапсуги, говорили: «занял землю хасом и псагом», т. е. мерилом хас и стрельбой.

Таковы описательные данные, имеющиеся в настоящее время о 25-линейных мерах адыгов. Они применялись последними в различных отраслях своей хозяйственной жизни. Микролинейные меры и часть макролинейных мер длины широко использовались при изготовлении земледельческого инвентаря, особенно для уточнения и определения ширины и расстояния между отверстиями в орудиях, в кузнечном, плотническом, шорном, швейном, оружейном производствах. В народной архитектуре адыги часто использовали такие единицы измерения,' как «лъэпэщиз» (фут) при расстановке кольев на одинаковых расстояниях друг от друга. Им также пользовались и при сооружении плетней.

Важнейшей единицей измерения при строительстве домов и других помещений являлся «тха». В цикле о «Шабатноко» нартского эпоса говорится, что «Аледжов большой дом, дом белый, длинный, длина его равна 30 тха». Если исходить из предположительной ширины этого дома в 6—10 метров, то ; общая площадь его составила бы 180—300 м. Это есть метрологическое свидетельство существования большой патриархальной семьи у адыгских нартов эпохи военной демократии2. В археологии древних адыгов IV—III вв. дон. э. известен при-мер прямоугольного жилища, булыжный пол которого имел в ■ длину 20 и в ширину 10 м (200 м2). Как свидетельствует этот пример, в народно-поэтическом творчестве не преувеличены длина п ширина нартского дома.

' Тха служил мерой длины не только в технике домостроительства. Он являлся единицей измерения в суконнрм и швейном производствах. В народной адыгейской поэме «Песнь о добром фокотле» сказано, что разрезанный полотняный материал имеет в длину 6 тха, а брюки одного сатирического персонажа песни равны длине ...30 тха, т, е. 30 м.

Представляет интерес и сама этимология термина «Тха». Он, в частности, сближается с грузинскими наименованиями дг’е (день, свет), тахашха (вторник, день неба), «представляет собой как фонетически, так и семантически измененный вариант слова тыгъэ (дыгъэ) — «солнце», принявшего значение «божества» в адыгских языках. Одновременно им обозначалась и адыгская метрологическая единица «рука». В связи с такой многозначностью указанного термина можно, пожалуй, говорить о руке не только как о мере длины, но и как о символе света — солнца — солнечного божества.

Связь руки со светом нашла свое отражение также в эпосе. В нартских сказаниях адыгов, например, рука солнцеподобной красавицы Адиюх какой-то силой волшебства обращает темную ночь в.сверкающую лунную, а пасмурный, туманный день — в яркий и солнечный.

Связь же руки с религиозными представлениями адыгов документируется археологическими находками, обнаружением наскальных вертикальных изображений отпечатков ладони с пальцами на территории Краснодарского края в окрестностях ст. Баракаевской. Если следовать Бингу, то подобные изображения рук можно увязать с культом солнца, в частности с культом восходящего солнца. По подкрепленному полевыми материалами предположению В. Бардавелидзе и Г. Читая изображения рук такого рода, с одной стороны, выполняли маги-чески-апотрапейную функцию, а с другой — являлись символами власти и крепости.

Рука некогда почиталась й другими народами Кавказа— хевсурами5, мингрельцами и др. Известно, например, что у мингрельцев существовал зимний праздник рук и плеч «Хе-хуйджоба», соблюдавшийся кузнецами и слесарями. Рука, являющаяся органом труда и его продуктом, кормилицей народов, заслуживала того, чтобы ее превратили в объект особого почитания.

Некоторые исторические заключения можно извлечь также из содержания метрологической единицы 1ахьрыгуащ. До настоящего времени, например, среди специалистов, занимающихся историей адыгов, идет спор о том, был ли у адыгов институт наследства. Если мера тха свидетельствует о существовании у адыгов в прошлом большой патриархальной семьи и специфических религиозных верований, связанных с рукой, то и мера 1ахьрьпгуащ подтверждает то, что в прошлом был у них институт наследства. В этом заключается одно из значений названной метрологической единицы.

В этнографических и фольклорных материалах сохранились примеры применения и других единиц длины. Так, один из героев адыгейского сказания, предлагает князю приобрести на базаре всю имеющуюся на нем парусину и уложить ее длиной и 300 и высотой в 10 зирагов — маховых саженей. Там же прелагастся вырыть яму глубиной в 4 зирага. Глубины измерялись, кроме того, такими единицами, как «лъэконджэ-щит», «бгыщиз», «пшъэщиз» и «л1ыщиз». Адыгейский корег— шест, образец которого в ‘каждом селении хранился обычно у одного лица, использовался, главным образом, для землемерных работ. По рассказам информаторов, раньше при общинной системе землевладения земля распределялась посредством корег. Вспаханная площадь измерялась также корегами. Площадь вспаханной земли, длина и ширина которой были равны трем корегам, составляла один хьас. Если длина одного корега равнялась 6 м, то площадь хьаса составляла (18X18)' 324 м* 2 или 30 часть гектара.

В связи с этим становится более понятным и смысл вышеуказанного выражения шапсугов: «занял Землю хасом». Занятие же земли и ее измерение посредством стрельбы из лука осуществлялось следующим образом: вбивали кол на том месте, откуда производился первый выстрел. Затем от пункта падения стрелы, где также вбивался кол, производился второй выстрел. И так до возвращения стрелы к исходному месту. В результате получался прямоугольный участок земли, равный 1 —1,5 га. В горных условиях, как правило, земельные участки были мизерными. Сохранилось даже предание о том, как один адыг потерял свое поле из-за его крощечности: «Поехал черкес выбирать себе для пашни подходящее место и нашел таких мест (полей) три. Распахал одно ноле, затем другое и хотел приняться за третье, но никак не мог его отыскать и, порешив, что поле утащил у него шайтан, стал собираться домой: оседлал коня и надел бурку: смотрит, а под буркой то третье поле, которое было намечено им для распашки». Очевидно, это поле было мизернее даже чем хас.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х