Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Культура » Меры площадей и объема у древних горцев (черкесов)

Меры площадей и объема у древних горцев (черкесов)

Меры площадей и объема у древних горцев (черкесов)
Культура
admin
Фото: Адыги.RU
13:41, 18 декабрь 2019
484
0
Меры земельной площади. Кроме шъок1апс, 1ахьрыгуащ, корег, шагов, саженей, хас и псага, у адыгов были специфические меры земельной площади. Они следующие: 1. Цугъэуцу («цу» — вол, «гъэуцу» — остановка) — измерение площади вспаханной земли числом остановок для выпаса восьми волов, запряженных в большой плуг — анеулис гу-тани грузин. Среди бжедугов были .распространены выражения: «площадь вспаханной земли за первый цугеуцу»,' «площадь вспаханной земли за вторую цугеуцу» и т. д. Обычно че-тырехпарным плугом адыги вспахивали за день 5—7 тысяч м1 2 или 15—22 хаса,. Волов же останавливали четыре раза в день. Следовательно, в среднем за остановку вспахивали 4— 6 хасов или 1296—1944 м2. Пахотный сезон начинался с момента распускания почек дуба («Чыгаер къолажэ») и длился до мая месяца, т. е. продолжался около 30 дней. За это время
Меры площадей и объема у древних горцев (черкесов)
Меры земельной площади. Кроме шъок1апс, 1ахьрыгуащ, корег, шагов, саженей, хас и псага, у адыгов были специфические меры земельной площади. Они следующие:

1. Цугъэуцу («цу» — вол, «гъэуцу» — остановка) — измерение площади вспаханной земли числом остановок для выпаса восьми волов, запряженных в большой плуг — анеулис гу-тани грузин. Среди бжедугов были .распространены выражения: «площадь вспаханной земли за первый цугеуцу»,' «площадь вспаханной земли за вторую цугеуцу» и т. д. Обычно че-тырехпарным плугом адыги вспахивали за день 5—7 тысяч м1 2 или 15—22 хаса,. Волов же останавливали четыре раза в день. Следовательно, в среднем за остановку вспахивали 4— 6 хасов или 1296—1944 м2. Пахотный сезон начинался с момента распускания почек дуба («Чыгаер къолажэ») и длился до мая месяца, т. е. продолжался около 30 дней. За это время распахивалось 15—21 га.

По традиции пахоту производили три—четыре семьи вместе. Семья, предоставившая пару волов, получала участок вспаханной земли, который назывался «цуитууж» (доля, след пары волов), семья же, давшая две пары упряжных волов, т. е. более обеспеченная рабочим тяглом, соответственно получала в два раза больше вспаханной земли («цуиплуж» — доля четырех волов). В этом заключалась классовая природа вышеуказанного супряжничества. Такой же характер носило и супряжничёство (Модгами) в Грузии.

2. Лэныстакъу — так называется у шапсугов мера земельной площади, которая равна четвертой части десятины или половине вспаханного за день участка" земли. Если четвертую часть десятины составляет 2225 квадратных метров, то и половина вспаханного за день участка земли также равна.


3. Лэныстэкъолъэныкъу — шапсуги аула Афипсип обозначили этим термином третью часть десятины.

4. Зымэфажъу — («зы» — один, «мафэ» — день, «жъо» — вспаханный) — мера земельной площади, вспаханной за один день. Как указывалось выше, она была равна 5—7 тысячам м2. Такая мера под названием «однодневная запашка» существовала в Грузии.

5. Зымэфэх («зы» — один, «мафэ» — день, «хы» — жатва) — способ определения размера земельного участка временем, затрачиваемым в день одним жнецом на жатву хлеба. На этой земельной площади, по словам информаторов, высевали 40—48 кг зерна, т. е. около одной четверти гектара.

6. Бгэнапчъ («бганэ» — сноп, «пчъы — число) — прием определения размера земельного участка с созревшим зерном числом собранных с этого участка снопов хлеба. Считалось, что участок, давший приблизительно 20 снопов, равён площади, на которой высеяно 10 кг семян, т. е. около 650 м2. В таком случае один гектар земли давал свыше 300 снопов хлеба (16 участков по 550 м2Х20 снопов).

7. Мат — плетеная корзина, вмещавшая свыше 18 кг. Она также являлась мерой земельной площади. Участок, на котором было засеяно 10 матов семян, был равен одной десятине.

Меры объема сжатого хлеба. Адыги, как и другие народы, пользовались различными мерами для определения объема сжатого, необмолоченного хлеба.

1. Хае — («копна») — шапсугская мера сжатого -проса, равная 12 амарам (арамам)1, умноженным на двенадцать, что дает «хае» в 144 амара. Двенадцать же амаров, умноженные на 6, шапсуги именовали «хаеныкъу» — половина хае, т. е. 72 амара. Сам же амар состоял из шести пучков2. Следовательно, в одном «хае» содержалось 864 пучка.

2. Ч1ытхъ — шапсугская мера необмолоченного проса, содержащая 12 амаров, т. е. 72 пучка. Отсюда можно заключить, что одно хае состояло из 12 ч1ытхъ.

3- 1ак!оц1 — у всех адыгов это название пучка, служившего -мерой сжатого хлеба.

4. Бганэ — мера стопучкового снопа. Сноп, сложенный из 72 . пучков, шапсуги называли «ч1ытхъ».

5. 1ат («копна») — мера сжатого хлеба, в которой сто снопов. Шапсуги, как указывалось выше, передают его еще словом «хае». Интересно отметить, что в некоторых губерниях старой России ко-пна тоже состояла из 100 снопов, а в XVII в. русские, как и адыги, пользовались-понятием «сотница» для подсчета снопов. Они говорили: «ужато ржи 120 сот-ниц»?.

Меры сыпучих и жидких тел- Адыгейские меры сыпучих тел включали в себя:

1. Бжиб, 1абжиб, 1амыч1 («пригоршня») — эти натуральные меры употреблялись, когда брали взаймы, главным образом, соль, которая в XVIII первой половине XIX в. была для адыгов очень дефицитным товаром. В фольклоре они выступают и в качестве меры денег. В «песне о добром крестьянине» князья требуют, чтобы крестьянин дал им «по пригоршне денег».

2. Дыргъэм — заимствованная через турков или через русских IX—XII вв. весовая единица «дирхем» в 80 граммов. У славян и у турков «дирхем» был равен весу серебра в три грамма.

3. Фунт — заимствованная через турков или русских весовая единица в 409 граммов.

4. Окно — заимствованная через турков или русских мера «окка», равная весу в три фунта или 1225 граммам. У адыгов 16 дирхемов были равны 1 окку. От каждой семьи в XIX в. вносился в качестве натурального налога по пять окков зерна, т. е. свыше 12 кг. Столько же окков они вносили и за каждую пару волов.

5. Къамылыбжъ («деревянная чаша») — мера сыпучих тел, употреблявшаяся при, обмене продукта на продукт или на какой-либо товар. Камылыбжи были разнообразны по размерам и вмещали в себя от 300 граммов до 2—3 кг.

6. Темыщэч — деревянный ковш, вмещавший от 3 до 6 кг. Обычно он служил меркой для определения ежедневного расхода семьи на питание.

7. Кропк — адыгейская транслитерация русской меры сыпучих тел «короби». Но в отличие от русской короби (XVI в.) в 8 пудов, адыгейская коробь вмещала только около 8—12 кг. В каждом ауле у какого-либо крестьянина хранилось до 5 штук коробей, которые служили своего рода стандартными единицами измерения. Князья и дворяне имели свои короби, использовавшиеся при сборе дани.

8. Мат — он был не только мерой земельной площади, но и мерой сыпучих тел, вмещавший 18 кг. Это подтверждается наблюдениями Лапинокого, жившего среди адыгов в середине XIX в. По его подсчетам, каждый двор Адыгеи производил ежегодно до 200 сапеток хлеба (сапетка равна 15 оккам). Таким образом, сапетка и мат — это лишь разные названия одной и той же меры, вмещавшей 18 кг. Отсюда нетрудно вывести, что каждый двор Адыгеи в то время в среднем производил свыше 3,5 тонны зерна, что равно урожаю, собиравшемуся в XIX в. на площади трех гектаров земли (получали с 1 га приблизительно 70 пудов зерна). Так, и метрологическая единица «мат» подтверждает высказанную выше мысль о мизерных размерах подворных земельных владений адыгов XIX в.

Собранный урожай зерна также измерялся числом маг (16 окков составляли один мат), или полуматами (9 кг), ко торые хранились в общественных местах аула. Прежде всего каждый десятый мат аула- отдавался духовенству в качестве натурального налога. Оставшееся количество матов подсчитывалось девятками: «Зыбгъу» — одна девятка, «бгъуит1у»— две девятки и т. д. матов. Затем, на каждого едока в семье выделялось 12 матов—как годовая норма потребления. Существуют метрологические свидетельства об адыгейском гостеприимстве. Например, адыги для угощения гостей специально откладывали 8 матов. В эпосе о нартах количество гостьевых матов доходило даже до 30 единиц1. «Ниспосылателем» сотен и тысяч матов зерна считался вол, которого адыги представляли в благородной роли труженика. Они украшали его имя возвышенными эпитетами. Он и «золото и серебрянокопытный» и «серебрянорогий», и «несравненный» «сын коровы», создающий сотни матов зерна и раздающий их тысячами. Как и у адыгов, в древней Колхиде вол тоже выступал «в благородной роли труженика, взявшего на себя обязанность работать в пользу трудового народа».

9. Лъап, нэты, шъонт, гъэлъэхъуун — четыре названия одной и той же меры сыпучих и жидких тел. Она представляла собой бурдюк из телячьей, козьей или овечьей шкуры. Бурдюки из козьих и овечьих шкур вмещали в среднем 2—3 мата зерна или 6—8 ведер жидкости (воды, вина). Кроме того, адыги пользовались бурдюками из воловьей шкуры вместительностью до 30 матов. Подобными мерами пользовались и другие народы, в частности, грузины, у которых тики — бурдюк из козьей шкуры, вмещал 7—8 ведер, а румби—мешок из воловьей шкуры — до 50 ведер вина.

10. К1ад (фыч1э) — бочка из цельного дерева или кувшин, служившие мерой жидких, а иногда и сыпучих тел. В основном этот сосуд употреблялся как мера для вина. Адыгейское «к1ад» — кувшин имел форму пифоса колхидского типа с плоским дном. Подобные сосуды, вместительность которых зависит от их размера, встречаются еще в некоторых семьях аулов Большой Кичмай и 111-го Красноалександровска.

Параллели к адыгейскому «к1ад» имеются и у других народов. Так, например, хевсуры пользовались деревянной кадкой «коди», которой они отмеривали зерно6. Адыгейское деревянное «к1ад» фонетически, этимологически и функционально совпадает с русской мерой «кадь», вмещавшей в XVIII в. 8 пудов зерна. Этот русский метрологический термин, как известно, восходит к греческому и латинскому «кадус», которым обозначался большой глиняный кувшинообразный сосуд для вина, служившего и мерой для других жидкостей. Длительные связи в далеком прошлом позволяют сближать адыгейское «к1ад»—кувшин также с «кадом» античных эллинов и римлян.

11. К1оц1 («утроба», «внутренность») —наименование для трех мер сыпучих тел: «тыу», «коны» и «тыукон». У шапсугов «тыукон» — это хранилище с краном, где хранили зерно. «Тыу» имело дверцу вместо крана. Оно сходно по значению с «тыукон». Это хранилище по размеру было больше, чем «тыукон». Другие этнографические группы адыгейского народа различали две разновидности «к1оц1»: тыу и коны. «Тыу» считалось «утробой»,- вмещавшей 4 мата, а «коны» — «утробой» в 4 «тыу» или в 16 матов. Обе разновидности «к1оц1» представляли собой плетенку конусообразной формы. Конусообразная плетеная хижина называлась у абхазов аналогичным словом — «акуацэ». Очевидно, от названия хижины произошло и название данной меры сыпучих тел. А может быть, и .наоборот. Приведенное сравнение дает основание утверждать, что в глубокой древности, до усвоения иранского- слова «унэ» («дом»), предки абхазо-адыгов пользовались своим собственным термином «к1оц1» для обозначения жилища конусообразной формы.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х