РЫЦАРСКАЯ ЭТИКА И ПУТЬ ВОИНА В КУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ ЧЕРКЕСИИ


В жизни черкесов центральное место занимает феодальный эпос и связанный тесно с ним рыцарский моральный кодекс адыгов. В настоящее время он вызывает большой интерес в связи с появлением множества работ, посвященных Адыгской этике - Адыгагъэ и Адыгскому морально-правовому кодексу - Адыгэ хабзэ, их месту в культурной истории черкесов.
В феодальной Черкесии значительную часть населения составляли воины-рыцари или уорки. Это был многочисленный правящий дворянский класс, основную массу которого составляли профессиональные воины-рыцари - уорки четырех степеней:
1) тле-котлеши и деженуго,
2) беслен-уорки,
3) уорк-шаотлыгуса, 3 пше-кау.
В одной только Кабарде общая численность сословия уор-ков достигала 100-150 тысяч. Около четверти от всего населения. По оценке К.Ф. Сталя удельный вес дворянства в Черкесии был еще выше. И составлял одну треть от общей численности ее жителей, что является, кажется, некоторым преувеличением. В любом случае в начале XIX века, до начала массового уничтожения черкесов, общая численность дворянского сословия достигала 500-600 тысяч при общей численности черкесов 2-2,5 млн.

Главной обязанностью уорков считалось служение верой и правдой князю, охрана его владений и границ всей страны. Это было внутренне организованное и сплоченное сословие воинов, напоминающее во многом индийских кшатриев и японских самураев. Правовое положение черкесского дворянства определялось сводом юридических норм и установлений, известных под названием Уэркъ хабзэ - дворянский обычай. Он был составной частью общенародного кодекса Адыгэ хабзэ и определял место дворянства в социально-экономической, политической и культурной жизни Черкесии, права и обязанности уорков по отношению к князьям, простолюдинам, рабам.
Профессиональными воинами были также и князья - пши и тлекотлеши. Подобно сегунам в Японии, они считались элитой адыгского воинства и рыцарства. Русский историк Семен Бро-невский подчеркивал, что в Кабарде «князья подают пример неустрашимости, находясь всегда там, где предстоит опасность, вменяя себе в бесчестье, если бы случилось простому воину или узденю превзойти своего князя храбрыми подвигами» . Как предводители отрядов они обязаны были находиться в первых рядах наступающих и в арьергарде отступающих. «По черкесским военным установлениям, если бы партия была застигнута и окружена, то предводитель должен был скорее погибнуть, чем бежать, оставляя своих товарищей на произвол судьбы», -писал военный историк Н. Дубровин. Вследствие этого именно князья погибали в первую очередь и отсюда их малочисленность.
Читайте, это интересно
Если должно бы быть не более 10 стран в Европе, какие бы остались?
Русская версия происхождения этнонима "адыгэ"
Какие блюда грузины обязательно готовят на новогодний стол?
Скромность ненужное в 21 веке качество для девушки!
Счастливая женщина - это, чаще всего, бессовестная женщина!
Матвиенко предложила наказать Новака из-за задержки закона о счетчиках
Источник