Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Воспитание война-рыцаря в черкесском обществе

Воспитание война-рыцаря в черкесском обществе

Воспитание война-рыцаря в черкесском обществе
История
admin
Фото: Адыги.RU
09:47, 12 декабрь 2019
37
0
В XVIII-XIX веках черкесская конница считалась самой сильной в мире, что было результатом особой системы подготовки воинов, в которой центральное место занимал институт аталычества. С младенческого возраста княжеских и уоркских детей отдавали на воспитание в семьи других феодалов, где в течение 15 лет аталык последовательно и методично обучал их всем тонкостям культуры войны и воинского искусства...
Воспитание война-рыцаря в черкесском обществе

В XVIII-XIX веках черкесская конница считалась самой сильной в мире, что было результатом особой системы подготовки воинов, в которой центральное место занимал институт аталычества. С младенческого возраста княжеских и уоркских детей отдавали на воспитание в семьи других феодалов, где в течение 15 лет аталык последовательно и методично обучал их всем тонкостям культуры войны и воинского искусства.

Большое внимание уделялось кроме того красноречию, безупречности манер, умению танцевать, петь, играть на шикапшине. Знаменитый шапсугский воин Шеретлоко Гузбеч (прототип Лермонтовского Казбича, известный еще как Лев Черкесии) был, как говорят, и самым лучшим на западе страны танцором.

Не менее известный своей храбростью кабардинский князь Магомет Атажукин, по прозвищу Махмат-аш (Магомет Колче-рукий), превосходно играл на шикапшине, пел и сочинял песни, то есть был настоящим черкесским бардом. Рассказывают, что однажды, получив известие о неожиданном нападении царских войск, он помчался на помощь воинам, вступившим в неравный бой с противником. Неподалеку от места сражения Магомет остановил группу знатных дворян, бегущих с поля боя, и приказал следовать за ним. Те отказались, считая это безумием, и тогда Магомет бросил им в лицо: Зэ фымъткщЬ, напэтех гуп, бийр итхунщ, нэзгъэзэжынщи уэрэдкЬ сыныфхэуэнщ «Подождите, подлые трусы, прогоним врага, вернусь и обрушусь на вас песней». Услышав это, уорки последовали за Магометом: быть опозоренными в песне было гораздо страшнее, чем расстаться с жизнью.

Храбрость в бою, изысканная вежливость и скромность в быту -таким был идеал настоящего воина.

Осуждались страсть к нарядам и богатству, жалобы на экономические трудности, недомогание, голод, холод, жару. Эти традиции были настолько сильны, что сохранялись по инерции и после того как феодальная система рухнула. В докладной записке, составленной в 60-х годах XIX столетия, царские администраторы с нескрываемым удивлением отзываются о странном поведении кабардинского дворянства: «Богатая женщина до 35 лет ни за что не наденет на себя шубы в зимние холода, целый день не возьмет пищи, если в доме гости; молодые люди, холостые из богатых семей, не имеют у себя другой постели, кроме бурки, и другого пристанища в собственном доме, кроме голого пола отцовской кунацкой и по целым дням не видят они куска хлеба; потребовать же себе еду считается невежеством».

Читайте, это интересно

Если должно бы быть не более 10 стран в Европе, какие бы остались?

Русская версия происхождения этнонима "адыгэ"

Какие блюда грузины обязательно готовят на новогодний стол?

Скромность ненужное в 21 веке качество для девушки!

Счастливая женщина - это, чаще всего, бессовестная женщина!

Матвиенко предложила наказать Новака из-за задержки закона о счетчиках

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)

Загрузка...