Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Поединок в рыцерском кодексе черкесов

Поединок в рыцерском кодексе черкесов

Поединок в рыцерском кодексе черкесов
История
admin
Фото: Адыги.RU
09:47, 12 декабрь 2019
44
0
В феодальном обществе поединки изначально связаны с ритуалом, с системой установок, обеспечивающих выяснение отношений и разрешение конфликта на основе рыцарского кодекса, на условиях «честной и справедливой игры». В числе главных установлений - вызов на поединок и сражение в условленном месте с применением оружия, с соблюдением целого ряда правил, ограничивающих насилие и не допускающих зверскую расправу одного человека над другим...
Поединок в рыцерском кодексе черкесов

В феодальном обществе поединки изначально связаны с ритуалом, с системой установок, обеспечивающих выяснение отношений и разрешение конфликта на основе рыцарского кодекса, на условиях «честной и справедливой игры». В числе главных установлений - вызов на поединок и сражение в условленном месте с применением оружия, с соблюдением целого ряда правил, ограничивающих насилие и не допускающих зверскую расправу одного человека над другим.

Общекультурный смысл поединков сводился, одним словом, к тому, чтобы блокировать бурное развитие конфликта с взаимными оскорблениями, с мгновенным и неожиданным применением силы. Судя по источникам, в феодальной Черкесии к числу действий, порочащих рыцарское звание, относились не только нападение на безоружного противника, но и брань, рукоприкладство, публичные оскорбления и другие проявления вражды, достойные, по понятиям уорков (рыцарей, дворян) только крестьян и рабов. В общественном месте, особенно в присутствии женщин, враждующим запрещалось демонстрировать неприязненные отношения друг к другу и, тем самым, привлекать к себе внимание публики. Этикет, - как отмечает Хан-Гирей, - обязывал врагов вести себя так, словно между ними ничего не произошло, а в отдельных случаях даже оказывать друг другу различные услуги1. Ф.Ф. Торнау дополняет эти сведения: «Если обидчик случайно встретит обиженного, то он не должен первый нападать, а вправе только обороняться. В поле он должен уступать ему дорогу, в доме у постороннего тотчас уходить, когда вошел обиженный»2. Запрещалось по понятным причинам нападение на соперника врасплох, из-за угла, также точно, как и нападение двух или более человек на одного.

Хорошо известно, что эти правила соблюдались не всеми и не всегда в полном объеме. Но духовную атмосферу и перспективу общества определяли не нарушения установленных правил, а социально признанные нормы, исполнение которых поднимало авторитет человека в глазах окружающих, в его собственных глазах. Распространенные во всех слоях общества, но прежде всего в среде князей и дворян, различные виды и формы поединков воспринимались как механизмы цивилизованного, культурного разрешения конфликтов.

Так, в Кабарде большой популярностью пользовалась дуэль на кинжалах под названием щ1ак1уэзэпыДзэ - букв. «вбрасывание бурки». Человек, считавший себя оскорбленным, приглашал обидчика «стать вместе с ним по краям расстеленной на земле бурки» (щ1ак1уэ к1апэ ДызДытегъэувэ), чтобы сразиться на кинжалах. По условиям поединка противник, не принявший вызов, признавался побежденным, а его соперник мог снять с него все оружие. Если вызов принимался, то в назначенное время в присутствии секундантов соперники встречались в уединенном месте. По обыкновению секунданты пытались уговорить дуэлянтов помириться. Это также входило в общий сценарий поединков, как возможность мирного исхода ссоры. Однако, опасаясь быть обвиненными в трусости, как правило, противники отвергали предложение секундантов и выражали готовность сразиться.

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)

Загрузка...