Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Индоарийско-черкесские этимологии Этнонимы Абаза | Адыги.RU | Яндекс Дзен

Индоарийско-черкесские этимологии Этнонимы Абаза | Адыги.RU | Яндекс Дзен

Индоарийско-черкесские этимологии Этнонимы Абаза | Адыги.RU | Яндекс Дзен
История
admin
Фото: Адыги.RU
13:28, 16 февраль 2020
316
0
Индоарийско-черкесские этимологии Этнонимы Абаза | Адыги.RU | Яндекс Дзен



черкесские войны

Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает проблема названия Абаза, этническое содержание и природа происхождения которого остаются необъясненными до настоящего времени. Несмотря на то, что по данной проблеме было опубликовано много статей и монографий, вопрос остается открытым, и есть какая-то неудовлетворенность достигнутыми результатами. Это, прежде всего, связано с неудачами в установлении надежной, прозрачной этимологии этого интересного этнонима, что подогревает интерес к этой проблеме у представителей разных направлений в науке: историков, лингвистов, этнологов, которые время от времени возвращаются вообще к этим нерешенным вопросам.



В статье «Общий взгляд на страны, занимаемые горскими народами: Черкесами (Адиге), Абхазцами (Азега) и другими смежными с ними» Люлье писал: «В отношении разделения тех племен на черкесские (Адиге) и абхазские (Азега), следует заметить, что Кабардинцы и другие адигские племена, сохранившие феодальное управление, называют Абадзехов, Шапсугов и Натухажцев общим именем Абадзе-чиль (в кабардинском это название звучит немного по-другому — Абазэ-жылэ. — АлА.), что значит: абазинские народы; всех же Закубанцев, исключая Бесленеевцев — К1ях (так у Люлье. — АлА.), т.е. низовые жители (выделено мной. — АлА.). Абадзехи же, Шапсуги и Натухажцы называют все племена, сохранившие феодальное управ— 16 —ление, включая в то число и Кабардинцев: Адиге-чиль, т.е. Адигские народы». В другом месте Люлье поясняет: «Некоторые из племен, именующихся Адиге, оспаривают это наименование (Адиге. — АлА.), хотя оно, впрочем, сделалось общим для всех Черкес. Настоящими Адигами признают: Кабардинцев, Бесленеев-цев, Темиргойцев, Хатюкайцев и Хейгаков; другие же племена, управляемые также феодально, как-то: Бзедугов (бжедугов. — АлА.), Мохошевцев и Жанеевцев называют иногда Абадзе. Я старался узнать причину такого различия, но не мог получить удовлетворительного объяснения». И далее Люлье делает очень интересную и очень важную, на мой взгляд, оговорку: «Разве это приписать тому, что первые из поясненных племен, по-видимому, на южном склоне гор никогда не жили, тогда как последние (Бжедуги, Жанеевцы и Мохоши. — АлА.) занимали некогда различные пункты морского прибрежья» (выделено мной. — АлА.) . Недоумение Люлье можно понять. С одной стороны, те племена, которых называли Абадзе (Натухажцы, Шапсуги и Абадзехи) были, безусловно, Адыгами и называли себя Адигэ и, по признанию Люлье, говорили на адыгском (черкесском) языке, и диалектные отличия здесь не играли большой роли. Генерал Н.Ф. Дубровин, служивший на Кавказе, писал: «откуда бы ни произошло название черкес, оно стало, однако, у нас гораздо популярнейшим и более употребительным, чем слово адиге (курсив Дубровина. — АлА.), служащее выражением одинаковости происхождения и одноплемённости многих отдельных поколений черкесского народа, которые не отличаются друг от друга ни языком, ни нравами и обычаями» (выделено мной. — АлА.) .




Разделение черкесов на Адиге и Абаза отмечено и в «Истории Хоперского полка»: «...за Кубанью и Кумой обитали более воинственные народы нежели ногайцы; это были закубанские черкесы и кабардинцы, самые опасные враги и соседи казаков. Черкесы называли себя адыге и абадзе (каб. абаза. — АлА.); к первым принадлежали бесленеевцы, обитавшие на Б. Лабе и Тегенях; из владельцев их известны князья Кануковы и Шалоховы. Темиргоевцы и егерукаевцы жили на нижней Лабе; у темиргоевцев замечателен был род князей Балотоковых. Махошевцы — на левом берегу Лабы выше Темиргоя; владетельный князь Богарсук. Гатюкаевцы (хатукайцы. — АлА.) — на Лабе и Белой. Бжедухи — по рр. Псекупсу и Пшишу. Беглые кабардинцы, издавна поселились по долинам обоих Зеленчуков и в верховьях Урупа. Народ этот — выходцы из Кабарды, прежде жили на плоскости Кумы и Баксана, а в 1804 году покинули свои равнины и перешли за Кубань. К абадзе принадлежали: абадзехи, жившие по обоим берегам реки р. Белой между Лабой и Пшишем; шапсуги, натухайцы и убыхи жили на запад от предыдущих». Сообщения Л. Люлье и В. Толстова почти идентичны, за исключением того, что Л. Люлье причислял к Абаза бжедугов, махошевцев и жанэ (курсив мой. — АлА.), и примечательно то, что В. Толстов не включает абазин в число племен Абадзе (Абаза).


Подпишитесь на канал и сделайте репост у себя на странице. Вы поддержите наш проект.


Другие статьи:

ПЕРВАЯ ОСМАНО-МАМЛЮКСКАЯ ВОЙНА (1484-1491)


РУССКИЙ ОФИЦЕР ЩЕРБИН О ЗАКУБАНСКИХ НАРОДАХ


ЧЕРКЕСЫ НЕ СМОГЛИ ПРОТИВОСТОЯТЬ КРЫМСКОМУ ХАНСТВУ И ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ НА ВОСТОЧНОМ ПРИАЗОВЬЕ


ДЖ. БЭЛЛ ПИСАЛ О ЧЕРКЕСАХ КАК О НАСЛЕДНИКАХ ПЯТИТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ


ВОСПОМИНАНИЕ ОЛЬШЕВСКИЙ О СЛУЖБЕ НА КАВКАЗЕ

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


Загрузка...
х