Касы и Касаки - адыги?

Касы и Касаки - адыги?
История
admin
Фото: Адыги.RU
20:50, 17 июль 2020
1 097
0
Как и саниги, касы (кавкасы) относились к числу исконно адыгских (хатто-каскейских) народов; в период античности они стали известны под аланскими названиями «каскон» и «касаг». Но, сознавая свое родство с санигами и другими зихскими народностями, касы (касконы, касаги, касаки кашаки), воспринимали эти народности, говорившие на особом зихском наречии черкесского языка, как относительно самостоятельные отличные от них группы адыгского народа. В языке и сознании касаков (кашаков, черкесов) закрепилось, вследствие этого особое название зихских народностей (в том числе саниго-жанеевцев) - абазэ. Тем самым подчеркивалась тесная историческая, культурно-языковая и территориальная связь зихов с абасгами (абазинами) и Абазгией. Считая жанеевцев, а также шапсугов, натухайцев, бжедугов, махошей, абазехов исконно адыгскими народностями касы
Касы и Касаки - адыги?





Как и саниги, касы (кавкасы) относились к числу исконно адыгских (хатто-каскейских) народов; в период античности они стали известны под аланскими названиями «каскон» и «касаг». Но, сознавая свое родство с санигами и другими зихскими народностями, касы (касконы, касаги, касаки кашаки), воспринимали эти народности, говорившие на особом зихском наречии черкесского языка, как относительно самостоятельные отличные от них группы адыгского народа. В языке и сознании касаков (кашаков, черкесов) закрепилось, вследствие этого особое название зихских народностей (в том числе саниго-жанеевцев) - абазэ. Тем самым подчеркивалась тесная историческая, культурно-языковая и территориальная связь зихов с абасгами (абазинами) и Абазгией. Считая жанеевцев, а также шапсугов, натухайцев, бжедугов, махошей, абазехов исконно адыгскими народностями касы (черкесы) сохраняли память об их зихском, абаззском происхождении.
О том, что именно таким образом складывалась этническая история адыгов в Западной Черкесии, свидетельствуют данные грузинских летописей. В свое время на них обратил свое особое внимание А.В. Гадло , ссылаясь на содержащееся в этих летописях сообщение о войне императора Юстиниана I (527-565) с каскунами, «восставшими против греков» .
Причиной восстания, как выясняется, была жестокая расправа над абазами (в том числе, как видно, и санигами) византийцев и лазских войск, возглавляемых одним из живших в Лазике картлийских царевичей . Вставшие на защиту абазгов и выступившие против Византии касаги, судя по всему, выполняли при этом союзнические обязательства перед своими соплеменниками.
По существу перед нами один из эпизодов длительного периода номинального господства греков над зихами (абазами) и касагами (каскунами). По всей вероятности, он сопровождался стремлением грузинских правителей, союзников Византии, присоединить к Грузии (при поддержке Юстиниана I и затем других византийских императоров) значительную часть Западного Кавказа с его абазгско-адыгским населением. О достижении определенных успехов в этом направлении свидетельствуют упоминавшиеся мной ранее другие материалы «Картлис Цховреба». А именно, относящееся ко второй половине XII века описание попыток свержения царицы Тамары ее мужем князем Юрием Андреевичем (сыном Андрея Боголюбского и внуком Юрия Долгорукого). Сообщается, что поддержавшему Юрия Андреевича менгрельскому князю Вардану Да-диани «принадлежали» в это время земли черноморского побережья «до самой Никопсии» , где в это время находились саниги и граничившие с ними касаги (кашаки). Пользуясь этим, читаем мы в хронике «История и восхваление венценосцев», этот князь мобилизовал жителей Западного Кавказа до Никопсии, в том числе «санигов и кашагов», выступить против царицы Тамары и возвести на грузинский престол ее мужа Юрия Андреевича. Дадиани, как сказано в хронике, «собрал всю Сванетию, Абхазию, Эгерию с Гурией, Самокалако, Рачу-Таквери и Аргвети и, присоединив санигов и каша-ков, заставил дидебулов и военных этих земель присягнуть русскому князю в старании возвести его на трон» .
Следует подчеркнуть, что это третье упоминание санигов на Северо-Западном Кавказе, сделанное соответственно через восемь и шесть столетий после Певтин-геровой карты и Прокопия Кесарийского. И в этом его ценность. Перед нами сообщение, позволяющее считать, что во второй половине XII века группа санигов, переселившаяся еще в III-IV вв. из Закавказья на Северный Кавказ, продвинувшись до Кубани, оставалась также и в окрестностях Никопсии, что они находились и развивались здесь в тесном контакте с родственными кашагами (касами, касогами, черкесами). Иными словами, в этом отношении мало что изменилось за шесть-восемь столетий после первых упоминаний санигов в этих местах, содержащихся в Певтингеровой карте и в трудах Прокопия Кесарийского.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)