Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Кто такие каски или кашки и какое отношение они имеют к черкесам?

Кто такие каски или кашки и какое отношение они имеют к черкесам?

Кто такие каски или кашки и какое отношение они имеют к черкесам?
История
zafe
Фото: Адыги.RU
13:32, 16 февраль 2020
970
0
Ближайшими соседями и родственными племенами хаттов были каски или кашки. Они упоминаются в хеттских, ассирийских и урартских источниках на протяжении II и начале I тысячелетий до н.э. Они занимали огромную территорию от южного побережья Черного моря от устья реки Галис до западного Закавказья, включая и Колхиду.
Кто такие каски или кашки и какое отношение они имеют к черкесам?



Ближайшими соседями и родственными племенами хаттов были каски или кашки. Они упоминаются в хеттских, ассирийских и урартских источниках на протяжении II и начале I тысячелетий до н.э. Они занимали огромную территорию от южного побережья Черного моря от устья реки Галис до западного Закавказья, включая и Колхиду. Каски оказали заметное влияние на историю Малой Азии. Они состояли из 9-12 близкородственных племен и были очень воинственными. Они не раз совершали военные походы на соседние племена и государства. Касков в ассирийских источниках называли «абешла» или «апейшлайцы». Они совпадают с древним названием абхазов (апсилы - по греческим источникам, апшилы - в древнегрузинских записях), а также с их самоназванием «апсуа». Ученые предполагают, что не позже III тысячелетия до н.э. часть хаттов и касков, в результате складывания классового общества в Малой Азии и активного проникновения на их территорию индоевропейских племен - неситов происходит относительное перенаселение, что создало предпосылки переселения их в сторону юго-восточного побережья Черного моря, включая Западную Грузию, Абхазию и далее на севере до Прикубанья, где проживали родственные им племена. В этот период на Северном Кавказе эти племена создают яркую и самобытную Майкопскую культуру. Уже во второй половине III тысячелетия до н.э. древние предки адыго - абхазов в восточном направлении расселились до границ современного Дагестана. Одной из причин дальнейшего освоения мене заселенных районов центральной части Северного Кавказа в направлении к востоку являются и противоречия, которые имели место между различными племенными объединениями внутри абхазо-адыгской языковой группы. Особую роль в этом процессе сыграли племена, строившие для своих умерших дольменов. Они не только частично смешались с племенами Майкопской культуры, но и оказывали давление на них. Это ускорило продвижение «майкопцев» на восток, в бассейн р. Терек, где проживали родственные им племена. Сами же строители дольменов тоже продвигались на восток до районов современной Кабарды за племенами Майкопской культуры. Все это говорит о том, что уже в III тысячелетии до н.э. племена абхазо-адыгской языковой группы занимали огромную территорию начиная от Малой Азии до центральной части Северного Кавказа.
Занимая такую огромную территорию отдельные племена, которые входили в этот союз родственных племен с течением времени обособились. Именно с III тысячелетия до н.э., а может и раньше происходит постепенное размежевание абхазо-адыгской единой общности на собственно абхазские, убыхские и адыгские племена. Позже последовал распад древнеадыгского языка на западно-адыгский (адыгейский) и восточный (кабардинский).

В древней истории адыгов (черкесов) наступает новый этап с образованием Боспорского царства, после крушения Киммерийской империи в районе Причерноморья. Из греческих городов, основанных греками в I тысячелетии до н.э. образовалось Боспорское царство. Его основу составляли фракийцы, киммерийцы, которые являлись родственными с синдо-меотскими племенами-предками адыго - абхазов. Босфор достигает значительных успехов в своем развитии с приходом к власти спартакидов и при них важную роль играют в государстве древние адыги (черкесы).
Уже при Парисаде I основным населением Боспорского царства становятся именно они, т.е. адыги. В середине IV века до н.э. Парисад II правил всеми землями синдов, меотов, торетов, псессов и других адыгских (черкесских) племен. Позже в это царство вошли и ахейцы, нынешние хакучинцы, гениохи и саниги (нынешние жанеевцы). Но некоторые адыгские племена сохраняли свою автономию, например, синды (женджи) и дандарии. Автономия синдов настолько была велика, что они имели собственную монету и проводили самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.


С древнейших времен адыгские племена имели широкие экономические, культурные и политические связи со многими народами, особенно с греками. Но следует отметить, что эти контакты с предками адыгов (черкесов) с протогреками установились еще в период наивысшего рассвета хаттов и касков. Именно с этих далеких времен начался широкомасштабный культурный диалог между греческими племенами и последними, которые в этом диалоге чаще всего выступали «дающей стороной». Следы такого культурного диалога, который проходил между древними адыгами и греками на протяжении веков остались в мифологии, языке, традициях и обычаях и других сферах жизни этих народов.
Наличие такого множества параллелей в культуре древних греков и адыгов (черкесов) является не случайным явлением. Но вопрос в том, кто из этих народов был «отдающей», а кто «принимающей» стороной?
Фредерик Дюбуа де Монпере на основе изучения обычаев, нравов, общественной жизни древних греков и адыгов (черкесов) отмечал, что много общего с античной Грецией Гомера находим мы у черкесов.
Разве не сходны феодальные порядки Скептухов в Древней Греции с порядками сегодняшней Черкессии? Разве не одинаков феодальный строй, основу которого составляли рабы и пленники? А Гамемнон, Улисс, Ахилл, которые на своих быстроходных судах обрушивались внезапно на богатые города, чтобы ограбить их и увезти их жителей.
Парис, похитивший Елену и сидонянок, поступал также, как поступают и доныне в Черкесии. Все, что я говорил о воспитании мужчин и женщин, о женском труде, о постыдности для мужчин появляться на людях со своими женами, о пище, похоронах, могилах, друидизме и т.д., все это возвращает нас в Грецию и заставляет согласиться с тем, что должна была быть колонизация в какой-то форме, должны были быть частые связи в античные времена, для того, чтобы черкесы могли сохранить столько черт примитивных нравов греков. Но вопрос в том, какая из наций оказывала влияние и какая была восприемницей?».
Однако следует отметить, что проблема параллелей в традициях и обычаях древних греков и адыго - абхазов является предметом специального исследования.


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)