Новости / Интервью / 10 ноябрь 2019

Интервью с с руководителем проекта и главой Phoenix Education Сергеем Сочневым

Интервью с с руководителем проекта и главой Phoenix Education Сергеем Сочневым
Как сделать карьеру мечты?

Адыгейский госуниверситет совместно с инновационно-образовательной компанией Phoenix Education реализует проектную школу «АГУ — точка роста». Студенты знакомятся с работодателями республики, проходят стажировку на предприятиях и определяются с выбором профессии. О том, как выпускнику вуза получить первый опыт работы, выглядеть привлекательно в глазах работодателя и что значит быть профессионалом, наша беседа с руководителем проекта и главой Phoenix Education Сергеем Сочневым.

Сергей, цель проекта сократить разрыв между ожиданиями работодателей — представителей бизнеса — и реальными навыками кандидатов. Получается, несколько лет студенты учатся не тому?
— На наш взгляд, в текущем образовании и на работе разные правила игры. Школьное и вузовское образование подразумевает, что сначала дают теорию, а потом задачу, которую нужно решить с помощью этой теории. А в жизни все происходит наоборот — жизнь сама подбрасывает задачу, и нужно искать теорию для ее решения самому. Это не значит, что какая-то модель хуже. Школа и вуз дают крепкое фундаментальное образование, широкий кругозор, базовые знания математики, языка, без которых никуда. Но в какой-то момент надо перемещать человека в новую логику, чтобы он научился самостоятельно искать знания в ответ на задачи, которые ему встречаются. Выпускник впервые приходит на работу, с ним ни разу такого не было. И он должен сам понимать, как научиться чему-то новому.
Чтобы решить эти задачи, наладить связь с работодателями, ректор АГУ Дауд Казбекович Мамий пригласил Инновационно-образовательную компанию Phoenix Education, которую я возглавляю. Последние 5 лет мы работаем с вузами и работодателями, разрабатываем специальные программы, которые помогают студентам приобрести практические навыки и трудоустроиться.
В программе, которую мы сейчас реализуем в АГУ, принимают участие несколько работодателей Адыгеи. Когда мы общались с ними, интересовались, кто им нужен. И на этой основе составили портрет работника. Получилось три обобщенных портрета — условно коммуникатор (сюда попадают такие профессии, как маркетолог, предприниматель, продавец), условно инженер (речь о работе на производстве и с оборудованием) и программист. Текущая школа посвящена сфере коммуникаций. Поэтому в качестве партнеров мы пригласили тех работодателей, которым нужны маркетологи, предприниматели, продавцы.
Совместными усилиями мы стараемся найти студентов, которых беспокоит их будущее. Которые задаются вопросами, кем смогут работать, как получить работу и где взять первый опыт.
— Студенты предполагают, что будут интересны работодателю одними качествами. А у работодателя часто другие запросы. Насколько велика разница?
— Часть студентов все еще думают, что красный диплом, хорошие оценки и успеваемость помогут. Нам же со школы закладывают мысль, что надо хорошо учиться, получить медаль, и тогда все будет хорошо. Такая модель работала 20-30 лет назад. Сейчас она перестает работать.

Да, медаль и красный диплом подтверждают наличие у выпускника усидчивости и дисциплины. Но работодатель также ожидает креативность, инициативность, критическое мышление. Студенты начинают понимать, что учиться на «отлично» недостаточно. Работодателю нужны опыт и активность.

— Часто выпускники сталкиваются как раз с этой проблемой — из-за отсутствия опыта не берут на работу…
— Проект дает тот самый первый опыт. Студент на старте получает задачу и в течение 5 недель работает над проектом. Суть программы проектной школы «Точка роста» — это симуляция работы руководителя. Возьмем, к примеру, оздоровительный курортный отель «Лаго-Наки». Нынешние клиенты — люди возраста 50+, которые приезжают сюда для восстановления своего здоровья. Сегодня компания ставит своей целью работать и с другой аудиторией — возраста 30–35 лет. Это молодые люди, которые ведут здоровый образ жизни и стремятся предот­вратить заболевания в будущем. Руководство санатория хочет предложить решение этой задачи студентам. В течение 5 недель работы проектной школы ребята будут разрабатывать план действий в этом направлении.
По опыту проведения 35 предыдущих проектных школ в других городах могу сказать: работодатели видели результат работы и готовы были применять его у себя. То есть команда студентов делала что-то не менее полезное, чем опытные сотрудники компании. Ведь в ходе проекта ребята пишут отчеты, создают презентации, проводят глубинные интервью людей. На собеседовании выпускник может рассказывать об этом опыте, показать портфолио работ.
— Студентов для проекта вы выбирали на конкурсной основе. Кому отдавали приоритет?
— Нам подали более 160 заявок на участие. Мы проводили конкурсные отборы, собеседования, по итогам которых в группу было зачислено более 70 человек. Мы не проверяем знания или навыки, а смотрим на открытость новому, любознательность, мотивацию человека. Первое, на что мы обращаем внимание, о чем человек мечтает, почему пришел к нам и как подходит к своему развитию. К примеру, просим назвать три вещи, которыми студент гордится. Интересуемся, что человек считает важным для себя. Кто-то считает важным золотую медаль, а кто-то — глубину изучения предмета. Другие считают важным отношения с людьми — как кого-то поддержал или спас. Потом смотрим на работу ребят в команде. И здесь значим не результат работы, а то, как они взаимодействуют. Один пытается прислушаться к другой точке зрения, поддержать участников, другой, наоборот, не готов менять позицию и стоит на своем. В школе «Точка роста» такая установка будет не очень эффективна. И еще один не менее важный фактор — насколько человек дружит с логикой здесь и сейчас.
— Знаю, что вы просили ребят сформулировать свое понимание термина «профессио­нал». Каким было это представление у студентов?
— Образ профессионала у большинства студентов не сформирован. Чаще всего были общие слова о том, что профессионал — это человек, который является специалистом в своей области. На что я спрашиваю у них, кто тогда специалист. И они отвечают, что это человек, который профессионально что-то делает. Замкнутый круг. У ребят отсутствует понимание того, что значит профессионально с чем-то справляться, что значит глубоко погружаться в область и качественно решать какие-то задачи.
Мы разбирали пример, кто такой журналист. Студенты чаще всего говорят, что это человек, который пишет тексты. Но ведь тексты пишутся не просто так. Например, журналист, который пишет для бизнеса: он чуть ли не маркетолог, потому что мыслит категориями, как писать тексты, чтобы развивать бизнес, привлекать туда больше денег. Научно-популярный журналист знакомит людей с наукой, чтобы сделать их жизнь лучше с помощью использования неких принципов науки. Кажется, что за профессионализмом студенты часто не видят глубину и красоту профессий.
Вообще, понять суть профессии можно тогда, когда ты ее делаешь руками. Часто студенты приходят на стажировку, две недели чем-то занимаются, а потом говорят, что им это неинтересно. Но как можно говорить, что это неинтересно, если ты еще не научился делать это качественно? Вот такие проблемы мы тоже хотим решать. Планируем запускать школу «Точка роста» по другим специальностям — инженерным, программным… За время обучения в вузе студент должен попробовать себя в трех-четырех сферах, составить представление о том, кто такой профессионал в каждой из них.
— Каким должен быть итог школы?
— Проект разбит на 10 этапов, по два этапа в неделю. Сначала студенты изучают компанию, какие у нее есть конкуренты, практики и т.д. На втором этапе формулируются гипотезы — что можно предпринять. Затем общение и глубинные интервью с клиентами компании, выяснение их ожиданий. Потом доработка идей и создание прототипа идеи — то, что можно запустить в работу.
Даже если мы возьмем какой-то небольшой бизнес, то внутри он устроен очень сложно. Например, запустить обычную кофейню очень тяжело. Мы с ребятами решали, какие навыки нужны руководителю кофейни, чтобы она успешно работала. Так вот — мы насчитали примерно 150-200 навыков. Вот, кстати, интересный пример. Несколько лет назад руководитель одной из крупнейших в России сети пиццерий искал партнера. К нему поступило 150 заявок. Но топ-менеджер поставил важное условие — первые три месяца претенденты должны были проработать на кухне. Мне кажется, это важный момент. Многие хотят перескочить базовую ступень и сразу стать управленцем. Но практика показывает, что директор сети не может не знать, как устроены детали. Поэтому мы в школе «Точка роста» работаем и с такими ожиданиями студентов. Начинать нужно с первой ступеньки.
— Можете дать какой-то универсальный совет начинающему специалисту. Какие качества обязательно оценят потенциальные работодатели?
— Осознанность и увлеченность. Под осознанностью подразумеваю, что студент четко понимает, почему он хочет именно в эту сферу. Вложения работодателя в сотрудника долгосрочные, а если тот не определился, что ему интересно, и уйдет спустя время, это будут впустую потраченные ресурсы. А если человек действительно хочет стать, допустим, инженером, то он будет хвататься за все возможности — участвовать во всех конкурсах, заниматься каждую свободную минуту этим делом.
А увлеченность тесно связана с осознанностью. Когда студенты говорят об отсутствии первого опыта работы, то неправильно его понимают. Первый опыт — это не формальная запись в трудовой книжке. Это может быть хобби — например, ютуб-канал с большим количеством подписчиков. Ведь это крутой опыт, хотя в студенчестве он не осознается. Если у меня есть раскрученный ютуб-канал, значит, у меня есть большое количество навыков и с дизайном, и с пониманием аудитории, умением продвигать видео. А это базовый опыт для профессии маркетолога. Если студент может доказать, что ему тема интересна, и если он будет ее продвигать хотя бы в качестве хобби, это будет весомым аргументом для любого работодателя.
Справка
Сергей Сочнев — уроженец Адыгеи, окончил майкопскую гимназию №22, Республиканскую естественно-математическую школу. Выпускник мехмата Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова 2014 года. Руководитель Инновационно-образовательной компании Phoenix Education. Член попечительского совета Центра «Полярис-Адыгея». Источник: Газета Советская Адыгея
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия
Спорт Бизнес

«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
x