Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » У древних людей на Кавказе были печи для обжига керамики

У древних людей на Кавказе были печи для обжига керамики

У древних людей на Кавказе были печи для обжига керамики
История
zafe
Фото: Адыги.RU
11:14, 01 январь 2020
474
0
В конце IV тысячелетия до н.э. замечается культурное влияние Передней Азии, выразившееся в появлении культурного слоя на входе в Унакозовскую пещеру №2 с реповидными сосудами. Ярче это влияние проявилось в новосвободненской культуре, но и по другим многочисленным памятникам майкопской культуры отчетливо это видно. Российские археологи майкоповеды С.Н. Кореневский и А.Д. Резепкин связывают это с миграцией на Северный Кавказ какой-то группы населения со стороны Урука в Меспомотамии.
У древних людей на Кавказе были печи для обжига керамики



В конце IV тысячелетия до н.э. замечается культурное влияние Передней Азии, выразившееся в появлении культурного слоя на входе в Унакозовскую пещеру №2 с реповидными сосудами. Ярче это влияние проявилось в новосвободненской культуре, но и по другим многочисленным памятникам майкопской культуры отчетливо это видно. Российские археологи майкоповеды С.Н. Кореневский и А.Д. Резепкин связывают это с миграцией на Северный Кавказ какой-то группы населения со стороны Урука в Меспомотамии.. Это не противоречит мифологической версии З. Брантэ о возвращении «абадзехов» из «Арапкапэ» после их долгого пребывания там. Как 9 явствует миф, абадзехи большей частью населения ушли в страну «арапов»* от нашествия саранчи и голода, случившегося в результате этого бедствия.
Примерно через 500 лет** они возвратились из разных мест Передней Азии, что отражается археологией.
С возвращением «абадзехов», под которыми З. Брантэ подразумевает адыгов, начинается развитие новой культуры, оплодотворенной технико-культурными достижениями Переднеазиатской цивилизации. Суть культурных изменений достаточно ясно демонстрирует гончарство Северозападного Кавказа.
Во-первых, появляется гончарный Псекупско-Мартинский центр, где открыты две обжигательных печи, и который мог обеспечивать продукцией «городского» типа территорию Средней Кубани. Во-вторых, производственный процесс был механизирован использованием Переднеазиатской вертушки, превратившейся здесь в гончарно-штамповочный круг. В-третьих, использованием Псекупских алювиальных глин и тщательным приготовлением из них гончарного клинкера. Все подобные доработки происходили на основе принципов и приемов переднеазиатской технологии и техники, а также организации труда. Но процесс этот протекал неизменно в тесной связи с приспосабливанием к местным природным условиям. Поэтому те, которые прибыли из Передней Азии, но помнящие прошлое, внимали и воспринимали идеологию кавказцев и многие моменты жизненного уклада.
В гончарстве этот синтез отразился в сохранении типологии местной керамики и в числовой орнаментике. Но «накольчато-жемчужный» декор исчезает по причине изменения в стаде домашнего скота и в связи с изменением ориентации в хозяйстве. В отличие от горского населения эпохи энеолита, которое занималось в основном животноводством, общество Северозападного Кавказа базировалось в равниной части бассейна Кубани и занималось в период ранней бронзы земледелием. Причем ведущей полевой культурой становится просо, принесенное из Месопотамии. Поскольку просо однолетка, устанавливается переложно-залежная система земледелия и требуемая ею динамическая оседлость населения.

По керамике новосвободненской культуры видно, как вначале «накольчато-жемчужный» орнамент заменяется штампованным на плечиках сосуда выпуклинами, а затем колосковым штампом. В отличие от посуды предыдущей эпохи майкопская керамика богата мисками. В материале Псекупсского поселения и могильника они составляют 30%. Довольно большой процент показывают амфоры типа «а-ля-Караз», подобные красно-глиняной из энеолитического слоя Унакозовской пещеры №1.
Большинство майкопской керамики серо-глиняного равномерного обжига.
Псекупсские алювиальные глины и тщательная система подготовки клинкера способствовали производству тонкостенных сосудов любой сложной формы. С помощью корреляции географии, погребального обряда и сопровождающего погребального инвентаря Псекупсского могильника можно представить организацию труда Псекупсской гончарни и в какой-то степени социологическую стратиграфию общества майкопцев. Мастерами-гончарами (чиргами — адыгское) были хатты. Их герб в виде прямоугольной решетки с семью взаимоперпендикулярными линиями просматривается под ручками амфор. Подмастерьями, выполнявшими подсобные работы в гончарне, были их бедные родственники. Черную работу по заготовке глины выполняли рабы (возможно домашние — унауты) из пленников или из обедневших крестьян.
Предлагается реконструкция гончарно-штамповочного круга (чирг — сырг — адыгское), выполненная по находкам на Псекупсском поселении №1. Гончарно-штамповочная техника изготовления керамической посуды просматривается на фрагментах: совпадения в форме и размере нижних половин разнотипных сосудов; отсутствие следов лепки; очень правильная аккуратная форма; соединительный шов на внутренней поверхности, примазывающий верхнюю и нижнюю половины. Следы кружальной техники видны только на горле. Цилиндрическое горло резко встраивается в крутые 11 плечики.
Типология майкопской керамики в два раза количественно превышает протомайкопскую. Она включает некоторые типы посуды культуры «накольчато-жемчужной» керамики, доставшиеся от энеолита. Такие сосуды, как круглодонные мешковидные горшки, реповидные и яйцевидной формы корчаги и пифосоиды, амфоры типа «Караз» и «Хаджилар», кринки, круглодонные миски и, в принципе, вся круглодонность; подставки под круглодонные сосуды (мангалы), кубки, цедилки. Добавились пифосы, чаны, чаши и блюда, калиркэбы (шаровидные сосуды), щиуаны (котелки), протевни, кружки.
Эстетическая сторона гончарства была чисто прикладной и, в первую очередь, определялась утилитарным соответствием. Более выразительна в декоративном смысле новосвободненская посуда. Видимо потому, что менее технизирована. На сосудах новосвободненской культуры фигурирует в основном штамповочный орнамент из выпуклин «колосков» и вмятин.
Все эти концентрические мотивы связаны с астрально-числовой символикой и в конечном счете с религиозным верованиями, унаследованным от культуры «накольчато-жемчужной» керамики. Среди майкопских сосудов декорированные попадаются очень редко. Так, среди псекупсской посуды встречены всего два образца с орнаментированными венчиками (волна на миске и зигзаг на горшке). На Тауйхабльском поселении найдено скульптурно-зооморфная ручка. Из Убинского кургана происходит реповидная корчага с центробежным орнаментом в виде семи пятипалых косых протяжек. На поселении Тыгакочипэ в Майкопе найдена половинка крышечки «алиркэба», украшенная колосковым штампом и двумя гравированными фигурами оленей.
На поселении Пщищ поднята (мергелевая) керамическая пирамидка со всеми четырьмя декорированными гранями геометрически-циновочным орнаментом и изображением оленя на шесте.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х