Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Новости » Интервью » Просто сделай это! Интервью «СА» с руководителями центра поддержки и развития бизнеса «Лайк Центр» в Майкопе

Просто сделай это! Интервью «СА» с руководителями центра поддержки и развития бизнеса «Лайк Центр» в Майкопе

Просто сделай это! Интервью «СА» с руководителями центра поддержки и развития бизнеса «Лайк Центр» в Майкопе
Интервью
admin
Фото: Адыги.RU
14:04, 22 октябрь 2019
691
0
История успеха этой пары началась с вызова самим себе. Один из них еще будучи студентом сумел заработать на то, чтобы закрыть полуторамиллионный долг. Потом они поставили себе новую цель – накопить за 365 дней миллион на собственную свадьбу. Первые деньги заработали, продавая елки перед Новым годом. Параллельно смогли отрыть собственную компанию в востребованной сегодня сфере автоматизации бизнеса и организовать в Адыгее бизнес-сообщество, которое помогает развиваться другим предпринимателям. В интервью «СА» руководители центра поддержки и развития бизнеса «Лайк Центр» в Майкопе Рамазан Гаштов и Суанда Тхакушинова рассказали о том, почему в бизнесе знания важнее финансов и как в небольшом городе создать и развивать свой бизнес.
Просто сделай это! Интервью «СА» с руководителями центра поддержки и развития бизнеса «Лайк Центр» в Майкопе
История успеха этой пары началась с вызова самим себе. Один из них еще будучи студентом сумел заработать на то, чтобы закрыть полуторамиллионный долг. Потом они поставили себе новую цель – накопить за 365 дней миллион на собственную свадьбу. Первые деньги заработали, продавая елки перед Новым годом. Параллельно смогли отрыть собственную компанию в востребованной сегодня сфере автоматизации бизнеса и организовать в Адыгее бизнес-сообщество, которое помогает развиваться другим предпринимателям. В интервью «СА» руководители центра поддержки и развития бизнеса «Лайк Центр» в Майкопе Рамазан Гаштов и Суанда Тхакушинова рассказали о том, почему в бизнесе знания важнее финансов и как в небольшом городе создать и развивать свой бизнес.

- Рамазан, сразу обратила внимание на ваши часы (на циферблате яркими буквами надпись: Просто сделай это! – Прим. ред.). Это ваш способ ежедневной мотивации?
Рамазан. Это важный для меня слоган. Знаете, с чего начинается моя история прихода в бизнес? С долга в полтора миллиона рублей. Тогда я учился в Адыгейском госуниверситете на инженерно-физическом факультете и работал в такси. Никогда не стремился на пятерки учиться, но когда долгов становилось всё больше, начал задумываться о том, как важно быть финансового грамотным. Посоветовали книгу Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». Прочитал. И знаете, что понял? Что нигде финансовой грамотности, по сути, не учат – ни в школе, ни в университете. Хотя это одна из главных составляющих для счастья. Когда работал в такси, встречал много разных категорий людей и мог оценить, как большая часть из них живет.
- И как?
Рамазан. Готовы обвинять в своих неудачах кого угодно, но сказать себе, что сами ничего не делают для своего успеха, смелости нет. Подумал: «Стоп, если я буду делать то же самое, я и получу такую жизнь!» И для себя решил, что буду учиться. Тренинги, мастер-классы -  бывало, что у меня на сон было всего четыре часа, но два из них я уделял обучению. Уставал, но говорил сам себе: «Просто сделай это!»
- Удалось?
Рамазан. Не просто, но удалось! Я достиг того, что в месяц, работая в Майкопе в такси, зарабатывал больше 100 тысяч. Представьте: начинал с того, что 500 рублей в день для меня было удачей. Мне жутко не нравилась эта работа, я смущался.  Но в какой-то момент меня перестало все это напрягать - полюбил то, что делаю. Я подумал: «Это же хорошая возможность, чтобы общаться с разными людьми! Пользуйся!». Когда подвозил успешных, состоятельных людей спрашивал, как они добились этого, просил дать совет на случай, если захочу когда-нибудь открыть свой бизнес. Люди со мной с удовольствием делились. Я начал с уважением относиться к таким людям, которые проделали огромный путь на пути к своему успеху. И тогда я задался вопросом из книги Роберта Кийосаки -  «Как я могу себе это позволить?»
- Быстро погасили долг?
Рамазан. Почти все деньги в течение трех лет работы мне приходилось отдавать, чтобы гасить долги. Потом встретились с Суандой.
Суанда. И у Рамазана новая мотивация появилась (смеется). Мы решили заработать деньги себе на свадьбу. Мы поставили цель публично, чтобы не «слиться». Создали группу в соцсетях «Свадьба на миллион». Потому что всегда можно отговорки найти, а здесь мы всех своих друзей добавили. За нами следили, и назад пути уже не было. Этот год мы просто в сумасшедшем ритме жили! Помню один момент - спускаемся в торговом центре по эскалатору и понимаем, что он слишком медленно движется.

Для успеха в бизнесе нужны  четыре навыка – умение зарабатывать деньги, правильно их тратить, сохранять и приумножать. Когда все четыре умения будут в гармонии, все получится

- И какие были идеи для заработка?
Рамазан. Первая мысль – невозможно заработать эти деньги, когда у тебя нет ни стабильной работы, ни своего дела. Начали «накидывать идеи». И оказалось, что способов заработка масса! И неважно, в большом или маленьком городе ты живешь. Мы развешивали объявления зимой, елки продавали.
Суанда. Да, цель мы поставили 1 декабря – как раз в сезон елок. Мы их заказали и продавали в Майкопе. Потом перепродавали телефоны, перед 8 Марта – тюльпаны. Все, что можно, перепробовали!
- Не было мыслей – а что, если не получится?
Рамазан. Это извечная проблема – а что если? Нет! Ты ставишь себе цель и принимаешь решение, как ее достигнуть! Всегда надо с простого начинать. Я, например, ни на секунду не пожалел об этих елках, потому что это было огромным опытом, который помогает нам теперь в основном бизнесе.
- Кстати, как открыли свою кампанию?
Рамазан. Когда отдал долги, устроился в кампанию по автоматизации торговли. Первоначально у меня был оклад 5 тысяч рублей. Ушел из такси, где зарабатывал в десятки раз больше, потому что хотел развиваться. Мне нравилась работа, у меня были идеи, инициативы. Но отклика у руководства кампании они не находили. И я подумал: «Вокруг столько предпринимателей, чем я хуже?» Уволился. Открыл ИП. И понял, что абсолютно ничего не понимаю в бизнесе.
 - Но, тем не менее идею развивать свое дело не бросили? Более того, примерно в это же время вы открыли «Лайк центр»?
Рамазан. Я принял решение, что должен разобраться в этом в течение трех лет. Потому что для любого дела важны навыки. Мы с Суандой ездили в Краснодар на бизнес-тренинги, семинары. И наша наставница порекомендовала «Лайк центр». Записался на интенсив, который они проводят. Смотрел лекции и три дня не выходил из дома. На третий день вечером приехал к Суанде со словами: «Мы покупаем франшизу «Лайк Центра».
Суанда. Естественно, денег на это у нас не было. Мы решили, что сначала «подтянем» основной бизнес, заработаем денег и тогда запустимся. Но потом поняли, что нужно сделать наоборот: создав вокруг себя сильное окружение, открыв Лайк Центр, мы сможем добиться успеха в основном деле.
Рамазан. Мы даже не побоялись взять кредит на не самых выгодных условиях – под 5% в месяц! И еще нам очень помогли коллеги из Краснодара, которые на тот момент уже запустили там «Лайк». Они, кстати, за год «слили» миллион и рассказали нам о своих ошибках. Мы подумали: «Они смогли, и у нас получится!».
- Не было мысли, что в небольшом городе такой центр может быть не востребованным? 
Рамазан. Я люблю свой город и хочу быть здесь полезным!
Многие нам говорили, что в Майкопе это будет не востребовано, но в то же время в других городах на разных предпринимательских мероприятиях мы встречали людей из нашего города. Значит, в Майкопе есть люди, которым это нужно?! Мы взяли кредит, часть денег заработали на продаже елок, нашли площадку и без особого опыта в бизнесе, связей собрали на открытии 200 человек! Мест в зале не хватало, люди стояли даже.
- Сегодня в бизнес-сообществе состоят десятки предпринимателей. Чем вы их привлекаете?
Суанда. Франшиза предполагает ежемесячные тренинги, лекции от известных на всероссийском, международном уровнях спикеров. Но мы понимали, что ждать каждый месяц только лишь московские мероприятия мы не можем. Нужно что-то большее. И мы начали проводить бесплатные мастер-классы, где выступали наши местные эксперты по самым разным темам – бухгалтерия, маркетинг, законодательство в сфере трудоустройства. Совместно с торгово-промышленной палатой проводили мероприятия, куда приглашали успешных предпринимателей из Адыгеи, которые делились историями своего успеха.
За год провели более 50 мероприятий разного формата и поняли удивительную вещь: зачастую крутые спикеры и то, что они говорят, кажется чем-то далеким от реальности.  А когда тебе что-то рассказывает человек, которого ты знаешь сам лично или, возможно, ты услугами его компании пользуешься, его успех кажется более реальным. Это гораздо больше мотивирует.
Рамазан. Потом мы запустили формат бизнес-завтрака, когда успешные бизнесмены в неформальной обстановке за чашкой кофе рассказывали тем, кто делает первые шаги в бизнесе, живые истории своего дела.
- Это востребовано у нас?
Суанда. Однозначно, да! Один бизнесмен однажды хорошую фразу сказал: «Когда мне выдали свидетельство ИП и сказали, что я индивидуальный предприниматель, мне как-то даже не по себе стало. Это означало, что я один. И возможные проблемы мои решать одному. А тут я могу делиться своими проблемами и находить пути их решения».
- Ваша аудитория – это уже состоявшиеся предприниматели?
Рамазан. Не обязательно. К нам приходят люди, которые хотят заниматься бизнесом, но им сложно идею найти. У нас есть один человек – он реально хочет открыть дело, но ему сложно во все эти схемы вникать, он никак не может понять, в чем же ему развиваться. И как-то в канун Нового года к нам приезжал спикер из Москвы и мы «накидывали» идеи для бизнеса. И он говорит этому парню: «Да ты же вылитый Дед Мороз! Иди и зарабатывай!». Он долго сопротивлялся, смущался, но в итоге буквально за 10 дней заработал 50 тысяч рублей, «работая» Дедом Морозом еще и получая удовольствие от общения с детьми.
- То есть чтобы стать бизнесменом, необязательно родиться с каким-то особым даром?
Рамазан. Я считаю, что для того, чтобы стать бизнесменом, нужны три компонента. Первый – мечта должна быть сильнее проблем. Также важно, чтобы был наставник, который уже прошел свой путь и для которого твои проблемы не кажутся глобальными. Также важно сильное окружение, которое  будет тянуть тебя вверх.
- И, наверное, важно не бояться рисковать?
Рамазан. А разве, работая, например, Дедом Морозом ты рискуешь?
- А это можно назвать предпринимательской деятельностью?
Рамазан. В какой-то мере. Человек ведь что-то предпринял, чтобы заработать. Вот в этом-то и проблема, что всем кажется, что бизнесмен – это какой-нибудь 50-летний дядечка, который ездит на дорогой машине и зарабатывает миллионы. В университет, например, приглашали людей, которые нам что-то рассказывали о том, как в Майкопе открыть свое дело. Но все эти спикеры выглядели так, как я описал выше. Что закладывалось в мышлении? Что стать таким же успешным можно только годам к 40-50. По крайней мере, я так это воспринимал. У нас же в сообществе – абсолютно разные по возрасту и уровню достатка люди.
- Какие все-таки навыки нужны, чтобы стать бизнесменом?
Рамазан. На каждом мероприятии для студентов я задаю вопрос – кто хочет получить миллион рублей? Естественно, руки поднимают все. И потом добавляю: «Представьте, вам по наследству достался завод, где работает несколько десятков человек, который приносит миллион чистой прибыли ежемесячно. Вы сможете удержать этот бизнес?». Поднятых рук уже гораздо меньше. Это я к чему? Из личного опыта и участия в тренингах понял, что для успеха в бизнесе нужны  четыре навыка – умение зарабатывать деньги, правильно их тратить, сохранять и приумножать. Когда все четыре умения будут в гармонии, все получится.
- Перед Адыгеей стоит задача в ближайшие шесть лет увеличить количество предпринимателей на десять тысяч.  По вашему мнению, как этого можно достичь?
- Первое – это, конечно, как можно активнее рассказывать о существующих мерах государственной поддержки. Для многих предпринимателей гранты, льготные кредиты – это реальная возможность развиваться. И второе – нужно как можно больше говорить об успешных бизнесменах из Адыгеи. Чтобы мотивировать других. Может быть, организовать конкурс или челендж для предпринимателей, где они смогут рассказать историю о том, как они пришли в свое дело, и по итогу получить какой-нибудь бонус. Вы не представляете, сколько интересных и мотивирующих историй услышите! Есть люди, которые были на грани закрытия бизнеса, с долгами, но сумели раскачать дело. Вот пример – владелец пекарен «Жак Андрэ». Когда-то он занимался чем-то связанным с обработкой металла. Потом поехал во Францию, жил там много лет и учился быть кондитером, работая в обычной булочной. А сегодня у него успешный и процветающий бизнес. Такие истории реально мотивируют и дают понять, что все возможно. Источник: Газета Советская Адыгея
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)